Если мы пожелаем назвать самую загадочную личность в истории искусства вообще и музыки в частности, одним из первых претендентов станет, несомненно, Никколо Паганини. Одни современники считали его «дьявольским скрипачом», другие выражали сожаление, что потомки никогда не узнают, как он играл… На многие вопросы, касающиеся его жизни и творчества, нет ответа и по сей день, и одной из загадок Паганини остаются его концерты для скрипки с оркестром.
У музыковедов нет точного ответа, сколько таких сочинений создано Паганини, а это означает, что, возможно, часть его творений остается скрытой от нас. С уверенностью можно говорить о шести скрипичных концертах – их партитуры находятся у наследников композитора, одни были впервые изданы при жизни автора, другие – в ХХ столетии; они входят в репертуар скрипачей, хотя одни концерты популярны в большей степени, другие – в меньшей. Однако в одном из писем композитора упоминается о неком фа-минорном концерте, а в автобиографии – еще о двух, написанных в Парме в 1796 г. Кроме того, Конестабиле – итальянский биограф композитора – упоминает о двух концертах, написанных в редко используемых тональностях, ми-диез мажоре и си-диез миноре (возможно, они требовали особой настройки скрипки). Таким образом, несколько концертов Паганини остаются неизвестными ныне.
Но если об утраченных концертах мы можем сожалеть, то дошедшими до нас можно только восхищаться. Разумеется, скрипичные концерты создавались задолго до Никколо Паганини, но все то, что было до него, не может сравниться с грандиозностью его творений. Масштабность формы, яркость контрастов, мелодическое богатство, патетика, сопоставимая с драматизмом оперного спектакля, множество интереснейших колористических эффектов – всё это отличает так называемый «большой концерт», начало которому положил Паганини. Как утверждал Гектор Берлиоз, о возможности многих «эффектных и остроумных» приемов, которые появились в концертах Паганини, скрипачи прежде и не подозревали, но с тех пор, как они были найдены великим итальянцем, потребовалась бы целая книга, чтобы описать их все.
Принцип «состязания», который лежит в основе жанра инструментального концерта, в творениях Паганини доведен до предела, скрипичная партия в них – это словно роль в драматическом спектакле, центральным действующим лицом которого становится романтический художник. Такая сконцентрированность на личности творца приводит к повышению роли импровизационного начала – в концертах Паганини множество драматических «высказываний», лирических отступлений, свободно развивающихся монологов-фантазий, вносящих разнообразие в структуру формы.
Например, в первой части Концерта № 1 ре мажор появляется своеобразное инструментальное преломление интонаций, характерное для речитативов в операх. Кроме этого «монолога» в первой части сочинения нет особых новшеств в области музыкальной формы, однако ощущается характерная особенность романтического концерта: в образном строе сонатного allegro побочная партия играет более значимую роль, чем главная, построенная на регистровых контрастах в пределах одной мелодической линии. Вторая часть напоминает вдохновенную, исполненную драматизма оперную арию. Подобно первой части, здесь встречаются очень широкие мелодические ходы – в мелодии присутствует скачок на дециму, но если в первой части подобные интонации воспринимались как составляющая часть героического образа, то в Adagio они делают лирическое высказывание более выразительным, насыщая его эмоциональным накалом. Примечательно, что в рукописи этого концерта партии оркестровых инструментов и солирующей скрипки композитор написал в разных тональностях: оркестр – в ми-бемоль мажоре, солист – в ре мажоре, что предполагает настройку сольного инструмента на полтона выше и делает возможным некоторые эффекты.
Наибольшую известность снискал Концерт № 2 си минор, точнее, его заключительная часть – «Кампанелла» («Колокольчик»). В этом рондо весьма ярко проявилась одна из характерных особенностей стиля Паганини – обилие орнаментики, не имеющей ничего общего с «украшательством». Мелизматические украшения и пассажи органично вписываются в мелодические контуры, придавая им то ораторский пафос, то утонченное изящество. В основной теме «Кампанеллы» мелизмы воспроизводят тончайшие переливы звона тех колокольчиков, которые можно было услышать на итальянских карнавалах. Способствует такому впечатлению и регистр, и острота «отскакивающих» штрихов. Образ обогащается колористическими приемами – например, использованием флажолетов. Нередко «Кампанелла» исполняется в транскрипции Фрица Крейслера, но в этом случае рондо теряет изрядную долю своего очарования – как из-за «утяжеляющих» гармоний, так и из-за исчезновения лирического эпизода исключенного Крейслером.
Скрипичные концерты Никколо Паганини исполняли и продолжают исполнять многие музыканты. Они являют собой одно из тех «отражений» искусства великого скрипача, очарование которого не ослабевает со временем.