Пассамеццо

Пассамеццо (итал. passamezzo) — итальянский танец 16 века.

Происхождение названия не установлено. X. Риман относил слово «mezzo» к вертикальному штриху в знаке alla breve (?) и трактовал название как танец в ускоренном темпе. О. Гомбози производил П. от нем. «Bass Mass», т. е. от танца, в к-ром главную роль играл басовый голос. Др. исследователи считали, что название свидетельствует об исполнении танца в середине (mezzo) зала, или объясняли его как указание, относящееся к хореографии (итал. pass’e mezzo — полтора шага).

После 1536 П. приобрёл известность за пределами Италии (напр., пассамеццо нем. композитора X. Нёйзидлера). По муз. стилю танец близок паване, к-рую он вытесняет с её традиционного первого места в танц. сюите. В это время происходит кристаллизация гармонических моделей П., лежащих в основе вариационной формы танца и определяющих его. Наиболее распространённые разновидности — «старинный» (antico) и «современный» (moderno):

В нек-рых случаях гармонич. формула П. имеет расширение в виде коды (напр., в паванах У. Бёрда). Равномерная ритмич. пульсация аккордов (гармонич. формула П.) сочетается с фигурационной, нередко с виртуозной мелодич. линией.

П. создавались также на основе др. моделей, напр. на тему нар. песни «La rocha e’l fuso», танц. тему «La battaglia» (пародия на известную «Battaglia» Жанекена) и др. Они исполнялись также на лютне или к.-л. клавишном инструменте (не исключалось и вок. исполнение). На основе многочисл. обработок П. в 16 в. складывались значит. по объёму сюитно-вариационные циклы. Напр., Дж. Горцанис создал 24 сюиты (по две от каждой из 12 ступеней), состоящие из «старинных» П. с присоединёнными к ним сальтарелло (в миноре) и «современных» П. с сальтарелло (в мажоре). Цикл этих сюит получил название «Wohltemperierte Laute».

Обе гармонич. формулы П. не встречаются в источниках ранее 1540; они включены, напр., в «Tratado de glosas» Д. Ортиса (1553) наряду с родственными им моделями фолии и романески, бывшими, возможно, прототипами П. Во 2-й пол. 16–17 вв. П. создаются лишь на основе 2 главных разновидностей; их образцы- у С. Молинаро, У. Бёрда, А. Габриели, С. Шейдта, Б. Марини, Дж. Б. Витали и др.

Литература: Dieckmann J., Die in deutscher Lautentabulatur uberlieferten Tanze des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1931 (Diss.); Haifaig H., Eine handschriftliche Lautentabulatur des Giacomo Gorzanis, Regensburg, 1933; Reichert G., Der Passamezzo, в сб.: Gesellschaft fur Musikforschung. Kongressbericht, Luneburg, 1950.

Т. Л. Ляхова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Лудду Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Литургия Церковная музыка
Новозеландская музыка Национальные культуры
Квартоль Теория музыки
Английская музыка Национальные культуры
Мануал Музыкальные инструменты
Гимн Музыкальные жанры и формы
Абсолютный слух Термины и понятия
Банда Термины и понятия
Ступень Теория музыки
Эквиритмический перевод Термины и понятия

Реклама