Павловский вокзал (музыкальный)

Город
Павловск
Год основания
1838
Тип
Павловский вокзал (музыкальный)

Павловский вокзал (музыкальный) — концертный зал в Павловске (дачная местность под Петербургом), центр музыкальной жизни Петербурга в летние месяцы в 19 — начале 20 веков. Построен по проекту архитектора А. Штакеншнейдера при конечной станции царскосельской железной дороги. Открыт 22 мая 1838 как увеселительное заведение («Воксал»; в конце 19 века для отличия от железнодорожных вокзалов стал именоваться «музыкальным вокзалом»). Первоначально музыкальные вечера Павловского вокзала были чисто развлекательными, позже концерты приобрели более серьёзный характер, и Павловский вокзал из зала-ресторана постепенно превратился в концертный зал. Здесь выступали многие видные русские и зарубежные дирижёры и исполнители. Павловский вокзал явился первым постоянным концертным учреждением, где исполнялась симфоническая музыка композиторов-классиков и современных авторов и прежде всего пропагандировалось творчество русских композиторов.

Первые 40 лет деятельности Павловского вокзала — период, когда здесь превалировала лёгкая, бальная музыка — вальсы, польки, галопы, попурри и др.; изредка в программы входили и серьёзные произведения. Так, оркестр под управлением Г. Германа (сезоны 1839-44), кроме танцевальной музыки, в 1839 впервые исполнил «Вальс-фантазию» («Павловский вальс»; в 1-й оркестровой редакции) Глинки и «Болеро» Даргомыжского. По тому же принципу составлялись программы концертов оркестров Иоганна Гунгля (1845-48) и Йозефа Гунгля (1850-55).

В 1856-65 и 1869 концертами в Павловском вокзале дирижировал И. Штраус-сын (в 1864-65 вместе с братьями Йозефом и Эдуардом, в 1869 только с Йозефом), концерты которого проходили с неизменным успехом. Штраус отказался играть в зале-ресторане и добился устройства особого зала для выступлений. В его программах наряду с развлекательными пьесами большое место заняли сочинения современных зарубежных и русских авторов, в т.ч. М. И. Глинки (творчеству которого он посвятил вечер 20 мая 1864), А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова, А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского и др. В репертуаре дирижёров Г. Фюрстенау (1866-68), Б. Бильзе (1870 и 1873-75), Г. Мансфельда (1871-72) доминирующее положение начинает занимать серьёзная музыка. В 1876 обеспокоенная этим дирекция царскосельской железной дороги попыталась вернуть концертам их прежний, «садовый» характер, пригласив французского дирижёра лёгкой музыки Ж. Арбана. Но эти концерты уже не имели успеха, и при И. Лангенбахе (1877-79) серьёзная музыка вновь заняла основное место в концертах Павловского вокзала.

С начала 80-х гг. программы музыкальных вечеров в Павловском вокзале заметно русифицировались. В эти годы утвердился постоянный оркестр Павловского вокзала (в составе 60 артистов). Выступавший здесь в 1882-86 чешский дирижёр В. H. Главач (ввёл в программы большое количество произведений русских композиторов), а также дирижёры А. Вицентини (1887, исполнял произведения французских авторов) и Ю. Лаубе (1888-91, отдавал преимущество немецкой музыке) совсем отказались от лёгкой музыки, поддерживая своими программами начинания РМО и, позднее, концерты М. П. Беляева.

Особенно плодотворной была деятельность дирижёра и скрипача Н. В. Галкина (1892-1903), много сделавшего для пропаганды произведений новой русской школы и сочинений П. И. Чайковского. Оркестр состоял теперь в основном из русских артистов (за время деятельности Галкина он пополнился учениками последних курсов Петербургской консерватории). В концертный репертуар впервые вошли произведения А. К. Глазунова. Галкин ввёл в традицию проведение по вторникам концертов, в которых исполнялась только русская музыка. В его концертах выступали: И. В. Ершов, Ф. И. Шаляпин, С. Ментер, В. Л. Сапельников, А. В. Вержбилович и мн. др., неоднократно пел хор А. А. Архангельского. Стали широко исполняться произведения зарубежных композиторов — Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа, позже — Р. Штрауса, А. Дворжака, Я. Сибелиуса и др.

В 1904 концертами дирижировали: Г. И. Варлих, A. Б. Хессин, В. д’Энди, Э. Колонн, О. Недбал и B. Земанек, познакомившие русскую публику с сочинениями французских и чешских авторов. В 1905-06 оркестр графа А. Д. Шереметева под управлением М. В. Владимирова, а в 1907-09 под управлением Хессина, вопреки запретам дирекции железной дороги, исполнял в концертах Павловского вокзала сочинения Н. А. Римского-Корсакова.

В 1910-16 концертами руководил дирижёр А. П. Асланов, включивший в программы сочинения С. В. Рахманинова, Н. Я. Мясковского, К. Дебюсси, Г. Малера. В августе 1912 С. С. Прокофьев с оркестром Асланова исполнил свой 1-й концерт для фортепиано с оркестром, а 23 августа 1913 впервые — 2-й концерт. 22 и 23 мая 1912 состоялись юбилейные концерты, посвященные 75-летию со дня открытия Павловского вокзала.

В последующие годы отдельными концертами дирижировали А. К. Глазунов, М. М. Ипполитов-Иванов, В. И. Сук, H. H. Черепнин; в качестве солистов выступали Л. В. Николаев, Е. А. Бекман-Щербина, С. М. Козолупов, А. И. Мозжухин и др. Летом 1917 концертами управляли Н. А. Малько и Д. И. Похитонов. 17 июня состоялся первый концерт, организованный павловским Советом рабочих и крестьянских депутатов, а в июле — несколько концертов-митингов.

В декабре 1917 путём слияния павловского симфонического оркестра и бывшего придворного был создан Первый Большой симфонический оркестр, в 1920 переименованный в Государственный симфонический оркестр, а в 1921 — в Оркестр государственной академической филармонии; в 20-х гг. этот оркестр в течение нескольких сезонов играл в Павловске под управлением А. К. Глазунова и других дирижёров. В мае 1938 советская общественность отметила столетие существования Павловского вокзала. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 здание Павловского вокзала было сожжено фашистскими захватчиками.

А. С. Розанов
Музыкальная энциклопедия под ред. Ю. В. Келдыша, 1973—1982

реклама

вам может быть интересно

Шаляпинский оперный фестиваль Фестивали, конкурсы, премии

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама