
Пиатти, Карло Альфредо (итал. Carlo Alfredo Piatti; 8 I 1822, Бергамо — 18 VII 1901, Крочетта-ди-Моццо, близ Бергамо) — итальянский виолончелист и композитор. Сын скрипача Антонио Пиатти (1801–78).
Учился с 5-летнего возраста у Дж. Дзанетти, затем — У В. Мериги в консерватории в Милане (1832–37). Концертную деятельность (продолжалась около 60 лет) начал с 1838 в Италии. Гастролировал во многих странах, в т. ч. в России (в 1845 играл с пианистом Т. Дёлером в Петербурге и Москве); неоднократно выступал с Ф. Листом (в 1843 в Мюнхене), а также с И. Брамсом.
С 1846 работал в Лондоне, был концертмейстером оркестра итальянской оперы (1846–49), концертировал как солист (в музыкальном обществе «Национальные концерты») и камерный музыкант (в квартете с Й. Иоахимом, Л. Рисом и Л. Штраусом; в дуэтах со скрипачами Г. В. Эрнстом, Й. Иоахимом, Г. Венявским), был постоянным участником «Популярных концертов» (1859–98). Периодически выступал в Италии.
Игра Пиатти, отличавшаяся виртуозностью, в то же время характеризовалась красивым, мягким, пластичным тоном; исключительно музыкальная фразировка Пиатти (хотя иногда недостаточно эмоциональная) отражала тонкое понимание стиля исполняемой музыки.
У Пиатти учились и совершенствовались многие видные виолончелисты, в т. ч. Р. Гаусман, Х. Беккер, У. Э. Уайтхауз.
Пиатти — автор многих сочинений для виолончели, в т. ч. 2 концертов с оркестром (1874, 1877), сонаты для виолончели с фортепиано, концертино для фортепиано (1863), фантазий на оперные и др. темы (в т. ч. «Фантазия на оригинальную тему» ор. 3, посвящена Матв. Ю. Виельгорскому), пьес для 2 виолончелей с фортепиано. А. Г. Рубинштейн посвятил Пиатти 1-й концерт для виолончели с оркестром a-moll.
Пиатти принадлежат редакции сонат композиторов 18 в. (П. А. Локателли, Н. Порпоры, О. Арности, Б. Марчелло, Л. Боккерини и др.), а также виолончельные транскрипции фортепианных пьес Ф. Мендельсона, И. Брамса и др. В педагогическом репертуаре сохранились его 12 каприсов ор. 25 для виолончели соло.
Литература: Latham M., Alfredo Piatti, L., 1901; Geddo A., Bergamo e la musica, Bergamo, (1958).
Л. С. Гинзбург
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Карло Альфредо Пиатти считается одним из самых выдающихся виолончелистов Италии, живших и творивших в XIX столетии. Он прославился и как исполнитель, и как композитор, обогативший виолончельный репертуар и собственными произведениями, и редакциями старинных сонат.
Пиатти появился на свет в Бергамо. Отец его — Антонио Пиатти — был скрипачом, и поначалу мальчик осваивал скрипку под его руководством, но позднее начал обучаться у своего двоюродного деда Гаэтано Дзанетти — виолончелиста. Уже через два года учебы юный виолончелист смог устроиться на работу в театральный оркестр.
Пиатти было десять лет, когда умер Дзанетти, и мальчик продолжил образование в Миланской консерватории, где его наставлял Винченцо Мериги. Через два года после поступления в консерваторию Пиатти дебютировал в качестве солиста. Завершив учебу в пятнадцатилетнем возрасте, музыкант начал гастролировать. Критики отмечали достоинства виртуоза, но большого внимания публики его концерты не привлекали и особого дохода не приносили: когда Пиатти серьезно заболел, ему пришлось продать виолончель, чтобы покрыть расходы на лечение, и в дальнейшем он играл на одолженном инструменте.
В 1843 году его выступление услышал Ференц Лист. Впечатленный игрой Пиатти, он назвал итальянского музыканта «Паганини виолончели» и подарил ему виолончель работы Амати, а в следующем году помог ему организовать несколько концертов в Париже. В том же году виолончелист выступил в Лондоне, а весной следующего года посетил Россию. В программы его концертов в Санкт-Петербурге и Москве входили в том числе и собственные сочинения Пиатти: Фантазия на темы из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула», Фантазия на русские песни и Фантазия на башкирские песни. В России музыкант имел большой успех, критики писали о «звонкости и приятности тона», «редкой чистоте», «прелестнейшем пении».
В 1846 году виолончелист вновь отправился в Лондон. В британской столице он снискал славу лучшего виолончелиста. В последующие годы Пиатти жил в британской столице, но концертировал он и в других странах. Например, в 1858 году его с восторгом принимала венская публика. Критик Эдуард Ганслик отмечал в своей рецензии, что для Пиатти виртуозность «никогда не является помехой там, где надо просто исполнять кантилену, искренне и глубоко прочувствовав ее».
Подобная глубина и содержательность всегда была отличительной чертой исполнительского стиля Пиатти. Музыканту в равной степени были чужды и подчеркнутая внешняя эффектность, и слащавая сентиментальность. По свидетельству современников, исполнение его было не особенно эмоциональным — его отличала благородная сдержанность. Это даже дало повод русскому виолончелисту и композитору Карлу Юльевичу Давыдову поиронизировать, заявив, что Пиатти — «великий музыкант, но не истинный итальянец».
Благодаря Пиатти в репертуар виолончелистов-современников были возвращены сонаты композиторов XVIII столетия. Виолончельные сонаты Луиджи Боккерини, Франческо Верачини, Пьетро Локателли и других композиторов той эпохи в редакции Пиатти исполняются и ныне. Кроме того, он сделал переложения для виолончели Сонаты № 3 для скрипки Йозефа Гайдна, а также некоторых произведений композиторов XIX столетия — «Венгерские танцы» Иоганнеса Брамса, «Песни без слов» Феликса Мендельсона-Бартольди.
Наряду с виолончельными транскрипциями творений других композиторов Альфредо Пиатти создавал и собственные произведения. Следуя традициям эпохи, он написал несколько фантазий на темы опер: «Пуритане» и «Сомнамбула» Винченцо Беллини, «Лючия ди Ламмермур» и «Линда ди Шамуни» Гаэтано Доницетти, «Ниобея» Никколо Пиччини. Создавал он и фантазии на темы народных песен — русских, башкирских, шведских. Перу Пиатти принадлежат два виолончельных концерта, один из которых создан в 1872 году, а другой — в 1877, Концертино, «Песнь Оссиана», «Шотландская фантазия».
В последние годы жизни композитор написал четыре сонаты для виолончели и фортепиано. В разные годы он создал ряд виолончельных пьес — «Тарантелла», «Сицилиана», «Бергамаска», «Ноктюрн», «Итальянская серенада» и другие. Во всех этих произведениях проявились черты виртуозно-романтического направления — в них представлено множество видов техники: пассажи, исполняемые на legato и staccato, цепочки трелей, натуральные и искусственные флажолеты, двойные ноты и многое другое.
Пиатти завершил концертную деятельность в 1898 году. Последние годы его жизни прошли в Италии, где музыкант и скончался в 1901 году.
Судьба произведений Пиатти сложилась по-разному, не все они закрепились в репертуаре — например, его виолончельные сонаты были забыты. Но и ныне исполняются многие из его пьес, а особенно счастливой оказалась судьба его «Двенадцати каприсов» для виолончели solo, написанных в 1875 году. Сегодня они входят и в педагогический, и в концертный репертуар виолончелистов. Нередко их исполняют участники Конкурса им. П. И. Чайковского. Советский скрипач Владимир Александрович Власов причислял каприсы Пиатти к «труднейшим барьерам», не взяв которые, виолончелист «должен выйти из игры».