Пирро, Андре (фр. André Pirro; 12 II 1869, Сен-Дизье, Верхняя Марна — 11 XI 1943, Париж) — французский музыковед и органист. Сын органиста и композитора Жана Пирро (1813–1885).
Занимался в Парижской консерватории у С. Франка и Ш. М. Видора. Преподавал в Париже: в «Схола канторум» (с 1896), в Школе высших социальных исследований (с 1904) и Сорбонне (1912–37), где был преемником Р. Роллана. Сотрудничал в «Энциклопедии музыки и словаре консерватории» А. Лавиньяка (написал раздел «Искусство органистов»).
Основная область научных интересов Пирро — творчество И. С. Баха, Г. Шюца, Д. Букстехуде, деятельность французских органистов и клавесинистов 17–18 вв. (Л. К. Дакен, Ф. Куперен, Н. А. Лебег, Л. Маршан, А. Резон, Ж. Титлуз).
Наиболее значительные работы Пирро посвящены И. С. Баху, среди них выделяется его докторская диссертация «Эстетика И. С. Баха» (1907). Пирро стремился истолковать содержание искусства Баха и его предшественников, исходя из изобразительного значения мелодических тем (фраз, оборотов, интонаций), непосредственно передающих смысл слова (в вокальных сочинениях), — восхождение, подъём и спуск, изображение креста, шагов, волн и т. п. Однако эта концепция символики ведёт к суженному истолкованию глубоких, ёмких, многогранных художественных образов Баха.
Сочинения: L’orgue de J.-S. Bach, P., 1895 (премия франц. Академии художеств, 1897); J.-S. Bach, P., 1906, nov. йd., (1949); Descartes et la musique, P., 1907; L’esthetique de J.-S. Bach, P., 1907; H. Schutz…, P., 1913; D. Buxtehude, P., 1913; Les clavecinistes, P., 1924; La musique, а Paris sous le regne de Charles VI, Strasb., 1930; La musique francaise du moyen-age, а la Revolution, P., 1934 (совм. с A. Gastoue, v. Leroquais); Histoire de la musique de la fin du XIV-е siecle a la fin du XVI-e, P., 1940.
Литература: Rokseth Y., Andre Pirro, «Revue de Musicologie», 1944, v. 23, p. 25–42; Fedorov v. , Andre Pirro und Y. Rokseth, «Die Musikforschung», 1950, (Bd)3.
Т. Н. Соловьёва
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.