Жан Кокто

Дата рождения
05.07.1889
Дата смерти
11.10.1963
Профессия
Страна
Франция
Жан Кокто

Кокто, Жан (фр. Jean Cocteau; 5 VII 1889, Мезон-Лаффит, близ Парижа — 11 X 1963, Мийи-ла-Форе, близ Парижа) — французский писатель, поэт, драматург, театральный деятель, живописец, кинорежиссёр, сценарист, либреттист и музыкальный критик. Член Института Франции (1955).

Идейный вдохновитель и пропагандист модернистских и авангардистских течений в различных областях искусства. Находясь почти полвека в центре художественной жизни Парижа, оказал значительное влияние на развитие современной французской музыки, особенно балета и оперы. Для творческого пути Кокто, отмеченного эстетством и экспериментаторством, характерны постоянные переходы от одних художественных группировок к другим; он примыкал к импрессионистам, кубистам, символистам, дадаистам, сюрреалистам.

Друг К. Дебюсси, Кокто позднее сблизился с Э. Сати и возглавил вместе с ним борьбу музыкантов против импрессионизма, а также вагнеровского направления. Связанный с организатором «Русских сезонов» в Париже С. П. Дягилевым, Кокто участвовал в поисках нового типа балетного спектакля, основанного на кубо-футуристических принципах сценического оформления, сближении хореографии с эстрадой и эксцентрикой. Его постановка балета «Парад» Сати (либретто Кокто, 1917) вызвала публичный скандал.

С 1920 он стал вдохновителем и литературным глашатаем группы «Шестёрка». С 30-х гг. выступал как кинорежиссёр и сценарист; в 40-е гг. вновь обратился к балету (в 1944 один из организаторов труппы «Балет Елисейских полей»; участвовал в создании экспериментальных балетных спектаклей как либреттист и художник-декоратор).

Книга-памфлет Кокто «Петух и арлекин — заметки о музыке» (1918) стала знаменем сторонников безыдейности и художественного нигилизма. Призывая обратиться к простым и примитивным конструкциям, джазу, мюзик-холлу, проникнуться духом современной урбанизации, Кокто довёл свои идеи до эксцентризма. Его «бунтарство», отражавшее настроение послевоенного «потерянного поколения», протест против буржуазной морали и мещанства ограничивались рамками чисто формальных поисков, не шли дальше «эпатирования» буржуазной публики.

На либретто Кокто созданы: балеты — «Бык на крыше» («Le Boeuf sur le toit») и «Голубой экспресс» («Le Train bleu») Мийо, «Федра» Орика (пост. 1950 с декорациями Кокто); оперы — «Антигона» Онеггера, «Бедный матрос» («Le pauvre matelot») Мийо, опера-оратория «Царь Эдип» Стравинского, монодрама «Человеческий голос» («La Voix humaine») Пуленка; коллективный танцевальный дивертисмент «Новобрачные на Эйфелевой башне» («Les maries de la Tour Eiffel»). На тексты Кокто написаны кантата И. Маркевича, песни композиторов «Шестёрки» (в т. ч. «Кокарды» Пуленка).

К фильмам Кокто (в т. ч. «Орфей», 1950) музыку писал Орик. Кокто — автор многих пьес, романов, сборников стихов, книг и статей о театре.

Сочинения: Le Coq et l’Arlequin, P., 1918; Carte Blanche, P., 1920; Le Rappel, а l’ordre, P., 1926; Maurice Ravel salue par Jean Cocteau, P., 1946; La Danse, P., 1947; Eric Satie, Liege, 1957.

Литература: Mauriac C., Jean Cocteau et la verite du mensonge, P., 1945; Fraigneau A., J. Cocteau par lui-meme, P., 1957, 1966.

И. М. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Французская музыка в 1-й половине 20 века

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Главы из книг

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Анджей Марковский Композиторы
Юлиан Кароли Пианисты
Эрнст Кшенек Композиторы
Мартен Пьер Жозеф Марсик Инструменталисты
Джон Ланчбери Композиторы
Аристоксен Музыковеды и театроведы

Реклама