
Кшенек (Кршенек, Кренек), Эрнст (нем. Ernst Krenek; 23 VIII 1900, Вена — 22 декабря 1991, Палм-Спрингс, Калифорния) — австрийский композитор, музыкальный писатель и педагог.
Учился композиции с 1916 у Ф. Шрекера в музыкальной школе, в университете и в Академии музыки и сценических искусств в Вене, в 1920–23 — у Ф. Бузони, Г. Шерхена и А. Шнабеля в Высшей школе музыки в Берлине. В 1925–1927 был ассистентом П. Беккера в опорном театре в Касселе, в 1928–1937 работал в Вене.
С 1937 живёт в США. В 1939–42 преподавал в Вассар колледже (Покипси, близ Нью-Йорка), в 1942–1947 руководил отделением изящных искусств в университете Хэмлин в Сент-Поле (Миннесота). С 1945 выступает в авторских концертах в Европе. С 1947 работает в Лос-Анджелесе.
В ряде произведений Кшенек выступает с разоблачением мещанства, однако его творчество не имеет идейного и стилистического единства; оно эклектично, отражает воздействие различных направлений в музыке 20 века. Он прошёл путь от претворения элементов джазовой музыки (опера «Джонни наигрывает»), тенденций экспрессионизма (оперы «Орфей и Эвридика», «Диктатор») и неоклассицизма (линеаризм) к свободной додекафонии, был одним из первых современных композиторов, использовавших технику серийной музыки.
Несмотря на додекафонную основу своих сочинений, Кшенек всегда сохраняет ясную жанровую природу музыки, рельефный тематизм, стройность и законченность формы, но преувеличенный рационализм приводит к некоторой сухости, многие его сочинения лишены эмоциональности. Автор получивших широкое распространение пособий «Лекции по 12-тоновому контрапункту» («Zwolfton-Kontrapunkt-Studien», 1952) и «Лекции по 12-тоновой гармонии» («Zwolfton-Harmonie-Studien»). Ему принадлежит одна из лучших монографий о Г. Малере. Ряд его статей опубликован в американских и немецких музыкальных журналах.
Сочинения:
оперы — Прыжок через тень (Der Sprung uber den Schatten, 1924, Франкфурт-на-Майне; 1927, Ленинград), Орфей и Эвридика (1926, Кассель); Джонни наигрывает (Jonny spielt auf, 1927, Лейпциг; 1928, Ленинград; 1929, Москва), Диктатор (Der Diktator, 1928, Висбаден), Тайное королевство (Das geheime Kцnigreich, 1928, Висбаден), Жизнь Ореста (Leben des Orest, 1930, Лейпциг), Карл V (1938, Прага), Тарквиний (соч. 1941); 1950, Кёльн), Какова цена доверия (What price confidence; комич. 1-актная, для 4 солистов и фортепиано, 1946, Саарбрюккен, 1962), Тёмные воды (Dark waters; камерная 1-актная, 1950, Лос-Анджелес), Афина Паллада плачет (Pallas Athene weint, 1955, Гамбург), Колокольня (The belltower, по Мелвиллу; камерная, 1-актная, 1957, Эрбана, США);
оперетты — Тяжеловес, или Честь нации (Schwergewicht, oder Die Ehre der Nation, 1928, Висбаден), Надувательство (Bluff, 1925; в набросках); Золотое руно (Der goldene Bock, 1964, Гамбург), Это идет отсюда, или Когда Сардакай отправляется в путь (Das kommt davon oder Wenn Sardakai auf Reisen geht, 1970, Гамбург), телевизионные оперы — Рассчитано и проиграно (Ausgerechnet und verspielt, 1962), Волшебное зеркало (Der Zauberspiegel, 1966);
балеты — Изменчивый Купидон (Der vertauschte Cupido, по Ж. Ф. Рамо, 1925, Кассель), Маммона (1927, Мюнхен), Насмешка карт (Jest of Cards, Сан-Франциско, 1961);
для оркестра — 5 симфоний (1921, 1922, 1947, 1949), концерты с оркестром — 4 для фортепиано (1923, 1937, 1946, 1950), 2 для скрипки (1924, 1954), 2 кончерти гросси (1921, 1924), двойной концерт (для скрипки, фортепиано и малого орк., 1950), для виолончели (1953), для арфы (1951);
камерно-инструментальные ансамбли — 7 струнных квартетов (1921, 1921, 1923, 1924, 1930, 1936, 1944), струнные и духовые квинтеты, сонаты для скрипки и фортепиано, для виолончели с фортепиано, сюиты и пьесы для различных инструментов с фортепиано;
для фортепиано — 6 сонат, 20 миниатюр (1954), 6 обработок для 2 фортепиано и др пьесы, в т. ч. для 2 фортепиано;
хоры — Верить и знать (Glauben und Wissen, с оркестром, 1966), хоры a cappella, в т. ч. культовые произведения, 3 мадригала и 3 мотета для детского хора (1960), песни (циклы на сл. немецких и австрийских поэтов), электронная музыка, музыка к спектаклям драм. театра.
Литературные сочинения: Uber neue Musik, W., 1937, Music here and now, N. Y., (1939), 1967; G. Mahler, biographical essay, в кн.: Walter В., G. Mahler, N. Y., 1941; Zwolfton-Kontrapunkt-Studien, Mainz, 1952; Musik im goldenen Westen, W., (1949); Selbstdarstellung, Z, 1948 (лит.), J. Ockeghem, L., 1953; Zur Sprache gebracht, Munch., 1958; Modal counterpoint, L., 1958; то же, N. Y., 1959; Tonal counterpoint, (N. Y., 1958), Prosa, Dramen, Verse, Munch., 1965; Moderne Musik, в сб.: Musik und Verlag, Kassel (u. А.), 1968; Notwendige Entscheidungen, «Musica», 1971, Jahrg. 25, H. 6.
Литература: Эрнст Кшенек и его опера «Прыжок через тень». Сб. ст., Л., 1927; Эрнст Кшенек и его опера «Джонни наигрывает». Сб. ст., Л., 1929; Saathen F., Ernst Krenek. Ein Essay, Munch, (1959) Knessl L., Ernst Krenek, Wien, 1967; Marekhl E, Rede fur E. Krenek, Graz, (1969).
А. Г. Юсфин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Эрнст Кшенек с полным правом может быть назван одним из самых ярких представителей австрийской «новой музыки». Мировую известность принесли ему в 20-е годы ранние оперы «Прыжок через тень» (1923) и «Джонни наигрывает» (1926) (Постановки этих опер состоялись у нас в Ленинградском Малом оперном театре («Прыжок через тень», 1927; «Джонни наигрывает», 1928) и в московском Музыкальном театре имени В. И. Немировича-Данченко («Джонни наигрывает», 1929).), в которых современность предстала в характерном облике урбанистического гротеска с элементами политической сатиры (особенно явными в «Прыжке через тень»).
В музыкальном языке молодого Кшенека проявилась острая пародийность, основанная на широком претворении и трансформации танцевальной стихии современного города, на обращении к джазу как символу урбанизма. Его стиль, четкий и рациональный, близкий эстетике конструктивизма, включает в себя и неоклассицистские приемы (линеарное развертывание музыкальной ткани, обилие строгих полифонических форм, номерной принцип как основа оперной композиции).
Эволюция Кшенека была сложной. В раннем периоде наряду с названными операми возникают экспрессионистские по тематике и поэтической основе произведения — сценическая кантата «Цитадель угнетения» на стихи Ф. Верфеля (1922), опера «Орфей и Эвридика» на текст драмы О. Кокошки (1923).
Социально-критический пафос, окрасивший в резкие иронические тона уже первые оперы Кшенека, проявляется и в последующих сочинениях. Композитор то возвращается к пародийно-сатирическому, почти фарсовому преломлению современной темы (оперетта «Тяжеловес, или Честь нации», 1927), то насыщает содержание произведения психологическими и сюжетными мотивами, вызывающими конкретные политические ассоциации (опера-трагедия «Диктатор», 1926), то проецирует актуальную проблематику своей эпохи на иной, далекий от современности социально-исторический фон (оперы на античную и историческую тему в жанре «интеллектуальной драмы»: «Жизнь Ореста», 1929; «Карл V», 1933, 2-я ред. 1954; «Тарквиний», 1940; «Афина Паллада плачет», 1955).
В ряде сочинений 20-х годов отражаются следы увлечения Кшенека творчеством Шуберта; наиболее ярким свидетельством этого стал вокальный цикл «Дневник путешествия по австрийским Альпам» (1929). В начале 30-х годов Кшенек обращается к двенадцатитоновой технике, которую трактует весьма свободно. Первым большим его додекафонным произведением стала опера «Карл V», принятая к постановке в Венской государственной опере, но после нескольких репетиций снятая с репертуара по политическим соображениям.
В 1938 году композитор эмигрирует в США, в 1945 году принимает американское гражданство. Додекафонный период в его творчестве продолжается до середины 50-х годов, однако еще в конце 40-х годов Кшенек увлекается только что открывшимися перспективами электронной музыки, а параллельно этому — погружается в изучение музыки мастеров эпохи Возрождения и XVII века, что также находит отражение в его творчестве.
В середине 50-х годов Кшенек вступает в новый, сериальный (сериализм — композиционная техника, в которой шёнберговский принцип серийной организации распространяется не только на звуковысотную структуру музыкальной ткани, но и на один или несколько ее других параметров (ритм, динамику, тембр)) период своего творчества.
Основные тенденции этих лет отражают такие сочинения, как оратория «Дух разума» на библейский текст (1956), сочетающая возможности электронной музыки с традиционными средствами музыкальной выразительности — естественным звучанием вокальных голосов, ряд электронных партитур 60-70-х годов, опера «Золотое руно» (1963), своеобразные по жанру «телевизионные оперы» («Рассчитано и проиграно», 1961; «Волшебное зеркало», 1966), реализующие в новой технике те кинематографические потенции музыкальной драматургии, которые в значительной степени были свойственны и ранним произведениям Кшенека.
Заслуживают упоминания и другие стороны деятельности композитора. Кшенек ярко одаренный драматург, автор либретто почти всех своих опер, широко эрудированный музыкальный публицист (сотрудничал более чем в двадцати журналах, в том числе и в созданном В. Райхом по образцу «Факела» Крауса журнале «23» — платформе шёнберговского направления), теоретик музыки (испытавший воздействие взглядов и личности П. Беккера, одного из наиболее крупных немецких исследователей) (В течение 1925–1927 годов Кшенек работал ассистентом Беккера, бывшего директором оперных театров в Касселе и Висбадене.), автор многочисленных статей и монографий по проблемам додекафонии, серийной техники, музыки композиторов нидерландской полифонической школы XV века и др.
Н. И. Дегтярёва
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.
Эрнст Кшенек, австро-американский композитор, был чистокровным австрийцем, несмотря на славянскую фамилию. В 1916 году он стал учеником Франца Шрекера, композитора, чьи произведения имели откровенно эротический подтекст и славились новыми (в музыкальном плане) элементами. В то время Шрекер преподавал композицию в Венской Академии Музыки. Раннее творчество Кшенека (период с 1916 по 1920) характеризует его как композитора, находящегося в поиске своего неповторимого стиля. Большое внимание он уделяет контрапункту.
В 1920 году Шрекер становится директором Академии Музыки в Берлине, здесь же продолжает обучение юный Кшенек. Композитор обзаводится друзьями, среди которых такие прославленные имена как Ферруччо Бузони, Эдуард Эрдман, Артур Шнабель. Это дает возможность Кшенеку получить определенную подпитку к уже имеющимся, благодаря Шрекеру, музыкальным идеям. В 1923 году Кшенек прекращает сотрудничество с Шрекером.
Ранний берлинский период творчества композитора получил название «атональный», он ознаменовался яркими работами, в числе которых три экспрессивных по содержанию симфонии (ор. 7, 12, 16), а также его первая опера, написанная в жанре комической оперы «Прыжок через тень». Это произведение создано в 1923 году и объединяет в себе элементы современного джаза и атональную музыку. Пожалуй, этот период можно назвать отправной точкой деятельности Кшенека.
В том же 1923 году Кшенек женится на дочери Густава Малера Анне. Его чувственные горизонты расширяются, однако в музыке он идет по пути абстрактных, бескомпромиссных, новых идей. Композитор увлекается музыкой Бартока и Хиндемита, совершенствует собственную технику. Музыка маэстро буквально пропитана современными мотивами, и, в первую очередь, это касается оперы. Экспериментируя с оперным жанром, Кшенек насыщает его элементами, не свойственными классическим образцам.
Период с 1925 по 1927 годы ознаменован переездом Кшенека в Кассель, а затем в Вейсбаден, где он постигает основы музыкальной драматургии. Вскоре композитор знакомится с Полем Беккером — дирижером, выступающим в ведущих оперных театрах. Беккер проявляет интерес к творчеству Кшенека и вдохновляет его на написание очередной оперы. Так появляется «Орфей и Эвридика». Автор либретто — Оскар Кокошка — выдающийся художник и поэт, написавший весьма экспрессионистский текст. Произведение изобилует большим количеством слабых мест, тем не менее, как и предыдущая опера, оно выполнено в своеобразной, ни на кого не похожей манере, насыщена экспрессией и нетерпимостью композитора к всякого рода уступкам во имя дешевой популярности. Здесь и здоровый эгоизм, и драматическая завязка, а также религиозная и политическая подоплека. Все это дает возможность говорить о Кшенеке как о ярком индивидуалисте.
Во время проживания в Вейсбадене Кшенек сочиняет одну из своих самых ярких, и в то же время противоречивых опер «Джонни наигрывает». Либретто также написано композитором. В постановке Кшенек использует самые невероятные технические достижения (беспроволочный телефон и настоящий локомотив (!)). Главный персонаж оперы — негритянский джазовый музыкант. Опера была поставлена в Лейпциге 11 февраля 1927 года и восторженно встречена публикой, такая же реакция ожидала оперу и в других оперных театрах, где она шла впоследствии, а это более чем 100 различных сцен, в том числе и в Малом театре оперы и балета в Ленинграде (1928 г., п/у С. Самосуда). Однако критика не оценила оперу по достоинству, усмотрев в ней социально-сатирическую подоплеку.
Произведение переведено на 18 языков. Успех оперы в корне изменил жизнь маэстро. Кшенек оставляет Вейсбаден, расторгает брак с Анной Малер и женится на актрисе Берте Херман. Начиная с 1928 года, композитор проживает в Вене, попутно гастролируя по Европе как аккомпаниатор собственных произведений. Пытаясь повторить успех «Джонни», он пишет 3 политико-сатирических оперы, кроме того, большую оперу «Жизнь Ореста» (1930). Все эти произведения поражают хорошим качеством оркестровки. Вскоре появляется цикл песен (ор. 62), который, по мнению многих критиков, был не чем иным как аналогом шубертовского «Winterreise».
В Вене Кшенек вновь становится на путь переосмысления собственных музыкальных взглядов.
В то время здесь царила атмосфера последователей Шёнберга, наиболее знаменитые из которых: Берг и Веберн, известные своими связями с венским сатириком Карлом Краусом, имевшим большой круг влиятельных знакомых.
После некоторых раздумий Кшенек решает изучить принципы техники Шёнберга. Его приобщение к додекафонному стилю выразилось в создании вариаций на тему для оркестра (ор.69), а также хорошо структурированного, достойного внимания цикла песен «Durch die Nacht» (ор. 67) на слова Крауса. Не смотря на успех в этой области, Кшенек считает, что его призвание — опера. Он решает внести изменения в оперу «Орест» и показать ее публике. Этот замысел осуществился, но Кшенека ждало разочарование, публика встретила оперу весьма холодно.
Кшенек продолжает тщательное изучение техники композиции, впоследствии он излагает изученное в великолепном труде «Uber neue musik» (Вена, 1937 год). Практически же он применяет эту технику в «Игре с музыкой» (опера «Карл V»). Это произведение ставится в Германии с 1930 по 1933 год. Особо хочется отметить постановку 1938 года в Праге под управлением Карла Ренкла. В этой фантастической музыкальной драме Кшенек комбинирует пантомиму, фильм, оперу и собственные воспоминания. Либретто, написанное композитором, пропитано австрийским патриотизмом и римскими католическими верованиями, Кшенек все больше в своих произведениях обращается к роли нации, что неверно трактуется многими критиками того времени.
Разногласия с цензурой вынуждают композитора покинуть Вену, и в 1937 году композитор переезжает в США. Обосновавшись там, Кшенек какое-то время занимается писательской, композиторской, лекторской деятельностью. В 1939 году Кшенек преподает композицию в Вассарском колледже (Нью-Йорк). В 1942 оставляет этот пост и становится главой Департамента Музыкальной Школы Изящных Искусств в Миннесоте, после 1947 перебирается в Калифорнию. В январе 1945 года он становится официальным гражданином США.
В период пребывания в США с 1938 по 1948 композитор пишет не менее 30 работ, среди которых камерные оперы, балет, сочинения для хора, а также симфонии (4 и 5). В основе этих произведений строгий додекафонный стиль, некоторые же произведения умышленно написаны без использования додекафонной техники. Начиная с 1937 года, Кшенек излагает собственные идеи в ряде памфлетов.
С начала 50-х годов на сценах театров Австрии и Германии с успехом ставятся ранние оперы Кшенека. Второй, так называемый период «свободной атональности» выразился в первом струнном квартете (ор. 6), а также в монументальной первой симфонии (ор.7), кульминацией же великолепия, пожалуй, можно считать 2 и 3 симфонии маэстро.
Третий период неоромантических представлений композитора ознаменован оперой «Жизнь Ореста», произведение написано в технике тоновых рядов. «Карл V» — первое произведение Кшенека, задуманное в двенадцати тоновой технике, таким образом, относится к произведениям четвертого периода. В 1950 году Кшенек закончил автобиографию, оригинал которой хранится в Библиотеке конгресса (США). В 1963 году маэстро стал лауреатом гран-при Австрии.
Вся музыка Кшенека подобна энциклопедии, в которой в хронологическом порядке перечислены музыкальные тенденции того времени.
Дмитрий Липунцов