Попевка

Категории словаря

В широком смысле слова мелодический оборот, интонация. Термин с 19 в. применяется в фольклористике для обозначения типических мелодич. оборотов нар. песен. Возник в практике др.-рус. певч. иск-ва и нашёл отражение в его теории. В системе рус. осмогласия П. называются постоянные мелодич. обороты, принадлежащие определ. гласам; т. о., по П. можно определить гласовую принадлежность песнопения. Начало формирования П. восходит к времени становления осмогласия. Постепенно количество П. так возросло, что удержать все их в памяти стало невозможно. В 17 в. появились сборники П.- кокизники (название, по одним источникам, происходит от греч. kokkizo - выбирать, вышелушивать зерно, по другим - от греч. kokkinos - багряный, красный, указывая на эстетич. значение П. как мелодич. украшений напевов, к-рые первоначально имели псалмодич. характер; поэтому и сами П. нередко назывались кокизами).

Существуют П., общие для неск. гласов и особые для каждого гласа. Количество П. в разл. кокизниках разное, нет и единого порядка их расположения. Каждая П. имеет своё название (для одной из них собств. названием является слово "кокиза"). На страницах кокизника приводятся начертания П. с их названиями, а справа или слева от каждой П. указывается слово из наиболее известного песнопения, в к-ром она использована. Это помогало певцу опознать П. по её графич. начертанию.

С П. не следует смешивать лица и фиты, к-рые в отд. певч. пособиях тоже называются П. Подобно кокизам, лица и фиты также принадлежат одному или неск. определ. гласам, но их значение в организации знаменного распева является иным. П. - это мелодич. основа осмогласия. Без П. немыслима система осмогласия, а следовательно и знаменный распев. Лица и фиты - только эпизодич. украшения мелодии, по значению подобные григорианским юбиляциям. В. М. Металлов насчитывает всего до 270 П., 121 лицо и 79 фит. Во 2-й пол. 17 в. лица и фиты подвергались купюрам, П. же сохранялись как неотъемлемые элементы самого знаменного распева.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, (вып. 1-3), М., 1867-69; Смоленский С, Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца, Казань, 1888; Meталлов В., Азбука крюкового пения, М., 1899; его же, Осмогласие знаменного роспева, М., 1899; Покровский A., Азбука крюкового пения, М., 1901; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Бражников М., Древнерусская теория музыки, Л., 1972.

H. Д. Успенский

реклама

вам может быть интересно

Колоратура Опера, вокал, пение
Симфоническая фантазия Музыкальные жанры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Краковяк Музыкальные жанры
Лад Термины и понятия
Арабская музыка Национальные культуры
A la seconde, а ля згонд Балет и танец
Симфония Музыкальные жанры
Болгарский распев Церковная музыка
Интродукция Термины и понятия
Колыбельная песня Музыкальные жанры
Флейта Музыкальные инструменты
Метр Термины и понятия

Реклама