Опера Мейербера «Пророк»

Le prophète

Композитор
Дата премьеры
16.04.1849
Жанр
Страна
Франция

Опера в 5 действиях. Либретто написано Э. Скрибом.
Первое представление состоялось 16 апреля 1849 года в Париже.

Действующие лица:

  • Иоанн Лейденский, тенор
  • Фидес, его мать, меццо-сопрано
  • Берта, его невеста, сопрано
  • Граф Оберталь, баритон
  • Анабаптисты: Иона, тенор, Матиссен, бас, Захария, бас

Первое действие

Джакомо Мейербер (Giacomo Meyerbeer)

Крестьяне владетельного феодала — молодого графа Оберталя, чей угрюмый замок неприступно возвышается вдали, пользуются коротким перерывом в работе, чтобы отдохнуть от тяжелого труда. На холме, близ деревни, появляются три человека в черных одеждах. Это анабаптисты — «перекрещенцы». Они обращаются к жителям с проповедью: хотят ли крестьяне равенства и братства всех людей? Речи анабаптистов производят глубокое впечатление на измученных тружеников: крестьяне готовы немедля поднять бунт. Вооружившись чем попало, они горят желанием ринуться на резиденцию своего притеснителя и палача Оберталя. Вдруг ворота замка распахиваются, и навстречу толпе выезжает сам молодой граф. В рядах крестьян растерянность: феодала сопровождает свита вооруженных стражников. Смешавшись, бунтовщики, вынуждены отступить.

Выезда графа давно ожидала молодая крестьянская девушка Берта. Она должна спросить у господина разрешение на брак с любимым Иоанном, который содержит небольшую гостиницу в Лейдене. Уже все готово для свадьбы: мать Иоанна — Фидес приехала в деревню, чтобы проводить невесту в Лейден. Но едва обе женщины обращаются со своей просьбой к графу, как тот грубо прерывает их: феодалу понравилась красивая Берта, он приказывает слугам отвести ее в замок. Крестьяне возмущены новым злодеянием,, они готовы напасть на замок, но ворота его захлопываются перед ними.

Второе действие

Иоанн с нетерпением ждет приезда невесты. Ее задержка уже начала тревожить его. Неожиданно он замечает среди своих посетителей троих людей в черном. Они обращаются к нему со странным предложением: анабаптисты находят, что Иоанн разительно похож на пророка Давида. Содержатель гостиницы получит королевскую власть, если согласится объявить себя новоявленным пророком. Все уже подготовлено к восстанию угнетенного народа, крестьяне ждут вождя, который повел бы их против тиранов. Иоанн отказывается: подвиги и слава не привлекают его, он хочет провести жизнь в уютном уголке с матерью и женой.

По уходе анабаптистов в комнату вбегает перепуганная Берта. Девушке удалось бежать из графского замка, но за ней по пятам следует погоня. Иоанн поспешно прячет невесту. В гостиницу врываются солдаты Оберталя. Они привели в качестве заложницы мать Иоанна. Если он не выдаст невесту, Фидес будет убита на его глазах. Над головой старухи уже занесены обнаженные секиры. В отчаянии Иоанн выталкивает девушку из убежища. Солдаты уводят ее. Теперь Иоанн готов примкнуть к анабаптистам, чтобы отплатить за позор своей невесты и отомстить Оберталю.

На следующий день Фидес нашла окровавленную одежду сына. Но тайну его гибели ей узнать не удалось.

Третье действие

Первая картина. В лесу раскинулся лагерь повстанцев. В лагере празднуют новую победу: еще одна группа феодалов и монахов захвачена в плен.

Вторая картина. Повстанцы держат осаду Мюнетера. Силы города иссякают. Губернатору Мюнетера — старику Оберталю предложена капитуляция, но он и слышать не хочет о ней — ведь повстанцы разорили и сожгли замок его сына. В лагерь приводят задержанного путника, который хотел пробраться в осажденный город. Пленник согласен примкнуть к анабаптистам, чтобы вместе с ними выступить на борьбу против тиранов. Вспыхивает яркий свет факелов — воины хотят отпраздновать вступление нового человека в их ряды. Анабаптисты опознают в задержанном молодого графа Оберталя. Они хотят немедленно учинить над ним расправу. Поспешивший к месту происшествия Иоанн требует от пленника ответа: что сталось с Бергой? Девушка, не выдержав позора, бросилась в воду, но ее спасли, теперь она находится в Мюнстере. Иоанн решает оставить графа в живых до встречи с Бертой: пусть она сама произнесет над ним приговор.

Той же ночью войска анабаптистов под предводительством Иоанна начинают наступление на город.

Четвертое действие

Первая картина. Мюнетер занят анабаптистами. В городе происходят грабежи, это вызывает возмущение населения.

Фидес горько оплакивает смерть сына. Старуха впала в нищету и просит милостыню на улицах города. Неожиданно она встречается с Бертой, переодетой странником. Девушка еще ничего не знает о печальной участи Иоанна. Фидес рассказывает о его таинственном исчезновении. Старая женщина уверена, что гибель сына — дело рук новоявленного пророка, которого повсюду сопровождают грабежи и убийства. Берта клянется взорвать городской замок: пусть под его развалинами погибнет ненавистный пророк.

Вторая картина. В соборе происходит церемония коронования пророка. Среди коленопреклоненных жителей находится и Фидес. Случайно подняв глаза в момент торжественного шествия, старуха не может сдержать крика удивления и радости — она узнала своего сына. Глубоко потрясен встречей и Иоанн. Он хочет броситься к матери, но анабаптисты грозят убить Фидес, если он откроет свое происхождение от простой женщины. Иоанн во всеуслышание объявляет: раз эта женщина настаивает на том, что он ее сын — значит, он — лжепророк. Пусть же его умертвят на ее глазах. Фидес поняла: пророк не может иметь матери. С горечью и болью отрекается старуха от своих слов и с ужасом вспоминает, что Берта хочет убить пророка. Фидес бросается вслед удалившемуся шествию, но стража хватает ее.

Пятое действие

Первая картина. В подземелье мюнетер ского дворца заточена Фидес. Иоанн пришел навестить мать. До города донеслись слухи о приближении императорского войска. Тому, кто выдаст пророка, обещана высокая награда. Фидес в страхе за жизнь сына умоляет его бросить опасную игру. Иоанн соглашается с матерью — он и сам видит, что жажда мести завела его слишком далеко.

В подземелье показался слабый огонек. Это Берта, узнав, что пророк находится здесь, явилась отомстить ему. Неожиданно к своей великой радости девушка встречается с любимым Иоанном. Он жив и невредим. Берта предлагает всем вместе бежать потайным ходом. Этому мешает появление офицера из свиты Иоанна. Он спешит предупредить вождя о том, что трусливые главари анабаптистов, испугавшись приближения императорских войск, предали пророка. Только теперь поняла Берта, что пророк — это ее Иоанн. В гневе девушка отрекается от своего возлюбленного и закалывается на его глазах. Потрясенный Иоанн решает остаться в городе, чтобы наказать тех, кто его вероломно предал.

Вторая картина. Во дворце пируют анабаптисты. Императорские войска уже подошли к городу. В зал врываются вражеские солдаты во главе с Оберталем. Граф угрожает жестокой расправой Иоанну. Пророк спокоен и хладнокровен: сейчас будет осуществлен задуманный им план мести. Все подготовлено. Иоанн приказывает запереть выходы из зала.

Раздается оглушительный взрыв. В клубах пламени и дыма вдруг появляется раненая Фидес. Старая женщина крепко обнимает Иоанна: она умрет вместе с сыном.

Пожаром охвачен дворец. С грохотом рушатся стены и погребают всех собравшихся в зале.


Одна из эффектных опер Мейербера. Главный герой произведения — реальное историческое лицо, однако, содержаниение оперы весьма далеко от реальности, особенно финал. На самом деле Иоанн был казнен. Самый яркий образ в опере — Фидес. Эту партию Мейербер написал для Виардо-Гарсиа. Опера имела огромный успех и была вскоре поставлена во многих европейских странах.

В России впервые исполнена итальянской труппой в 1852 году в Петербурге под названием «Осада Гента». Первая русская постановка состоялась в 1869 году (Мариинский театр).

Мейербер в этом сочинении предпринял попытку создать ряд лейтмотивов, проходящих через всю партитуру. В наше время одной из лучших исполнительниц партии Фидес (технически очень сложной) считается Хорн. В 1986 интересную постановку «Пророка» показал театр в Билефельде (реж. Дью).

Дискография: CD — Sony. Дир. Г. Льюис, Иоанн Лейденский (Маккрекен), Берта (Скотто), Фидес (Хорн), Оберталь (Бастен).

Е. Цодоков, 1999

реклама

Публикации

Главы из книг