Опера Мейербера «Пророк»

Le prophète

Композитор
Дата премьеры
16.04.1849
Жанр
Страна
Франция
Джакомо Мейербер / Giacomo Meyerbeer

Большая опера Дж. Мейербера в пяти действиях, либретто Э. Скриба.

Премьера: Париж, Национальный театр оперы, 16 апреля 1849 г.

Действующие лица:

  • Иоанн Лейденский, тенор
  • Фидес, его мать, меццо-сопрано
  • Берта, его невеста, сопрано
  • Граф Оберталь, баритон
  • Анабаптисты: Иона, тенор, Матиссен, бас, Захария, бас

Первое действие

Крестьяне владетельного феодала — молодого графа Оберталя, чей угрюмый замок неприступно возвышается вдали, пользуются коротким перерывом в работе, чтобы отдохнуть от тяжелого труда. На холме, близ деревни, появляются три человека в черных одеждах. Это анабаптисты — «перекрещенцы». Они обращаются к жителям с проповедью: хотят ли крестьяне равенства и братства всех людей? Речи анабаптистов производят глубокое впечатление на измученных тружеников: крестьяне готовы немедля поднять бунт. Вооружившись чем попало, они горят желанием ринуться на резиденцию своего притеснителя и палача Оберталя. Вдруг ворота замка распахиваются, и навстречу толпе выезжает сам молодой граф. В рядах крестьян растерянность: феодала сопровождает свита вооруженных стражников. Смешавшись, бунтовщики, вынуждены отступить.

Выезда графа давно ожидала молодая крестьянская девушка Берта. Она должна спросить у господина разрешение на брак с любимым Иоанном, который содержит небольшую гостиницу в Лейдене. Уже все готово для свадьбы: мать Иоанна — Фидес приехала в деревню, чтобы проводить невесту в Лейден. Но едва обе женщины обращаются со своей просьбой к графу, как тот грубо прерывает их: феодалу понравилась красивая Берта, он приказывает слугам отвести ее в замок. Крестьяне возмущены новым злодеянием,, они готовы напасть на замок, но ворота его захлопываются перед ними.

Второе действие

Иоанн с нетерпением ждет приезда невесты. Ее задержка уже начала тревожить его. Неожиданно он замечает среди своих посетителей троих людей в черном. Они обращаются к нему со странным предложением: анабаптисты находят, что Иоанн разительно похож на пророка Давида. Содержатель гостиницы получит королевскую власть, если согласится объявить себя новоявленным пророком. Все уже подготовлено к восстанию угнетенного народа, крестьяне ждут вождя, который повел бы их против тиранов. Иоанн отказывается: подвиги и слава не привлекают его, он хочет провести жизнь в уютном уголке с матерью и женой.

По уходе анабаптистов в комнату вбегает перепуганная Берта. Девушке удалось бежать из графского замка, но за ней по пятам следует погоня. Иоанн поспешно прячет невесту. В гостиницу врываются солдаты Оберталя. Они привели в качестве заложницы мать Иоанна. Если он не выдаст невесту, Фидес будет убита на его глазах. Над головой старухи уже занесены обнаженные секиры. В отчаянии Иоанн выталкивает девушку из убежища. Солдаты уводят ее. Теперь Иоанн готов примкнуть к анабаптистам, чтобы отплатить за позор своей невесты и отомстить Оберталю.

На следующий день Фидес нашла окровавленную одежду сына. Но тайну его гибели ей узнать не удалось.

Третье действие

Первая картина. В лесу раскинулся лагерь повстанцев. В лагере празднуют новую победу: еще одна группа феодалов и монахов захвачена в плен.

Вторая картина. Повстанцы держат осаду Мюнетера. Силы города иссякают. Губернатору Мюнетера — старику Оберталю предложена капитуляция, но он и слышать не хочет о ней — ведь повстанцы разорили и сожгли замок его сына. В лагерь приводят задержанного путника, который хотел пробраться в осажденный город. Пленник согласен примкнуть к анабаптистам, чтобы вместе с ними выступить на борьбу против тиранов. Вспыхивает яркий свет факелов — воины хотят отпраздновать вступление нового человека в их ряды. Анабаптисты опознают в задержанном молодого графа Оберталя. Они хотят немедленно учинить над ним расправу. Поспешивший к месту происшествия Иоанн требует от пленника ответа: что сталось с Бергой? Девушка, не выдержав позора, бросилась в воду, но ее спасли, теперь она находится в Мюнстере. Иоанн решает оставить графа в живых до встречи с Бертой: пусть она сама произнесет над ним приговор.

Той же ночью войска анабаптистов под предводительством Иоанна начинают наступление на город.

Четвертое действие

Первая картина. Мюнетер занят анабаптистами. В городе происходят грабежи, это вызывает возмущение населения.

Фидес горько оплакивает смерть сына. Старуха впала в нищету и просит милостыню на улицах города. Неожиданно она встречается с Бертой, переодетой странником. Девушка еще ничего не знает о печальной участи Иоанна. Фидес рассказывает о его таинственном исчезновении. Старая женщина уверена, что гибель сына — дело рук новоявленного пророка, которого повсюду сопровождают грабежи и убийства. Берта клянется взорвать городской замок: пусть под его развалинами погибнет ненавистный пророк.

Вторая картина. В соборе происходит церемония коронования пророка. Среди коленопреклоненных жителей находится и Фидес. Случайно подняв глаза в момент торжественного шествия, старуха не может сдержать крика удивления и радости — она узнала своего сына. Глубоко потрясен встречей и Иоанн. Он хочет броситься к матери, но анабаптисты грозят убить Фидес, если он откроет свое происхождение от простой женщины. Иоанн во всеуслышание объявляет: раз эта женщина настаивает на том, что он ее сын — значит, он — лжепророк. Пусть же его умертвят на ее глазах. Фидес поняла: пророк не может иметь матери. С горечью и болью отрекается старуха от своих слов и с ужасом вспоминает, что Берта хочет убить пророка. Фидес бросается вслед удалившемуся шествию, но стража хватает ее.

Пятое действие

Первая картина. В подземелье мюнетер ского дворца заточена Фидес. Иоанн пришел навестить мать. До города донеслись слухи о приближении императорского войска. Тому, кто выдаст пророка, обещана высокая награда. Фидес в страхе за жизнь сына умоляет его бросить опасную игру. Иоанн соглашается с матерью — он и сам видит, что жажда мести завела его слишком далеко.

В подземелье показался слабый огонек. Это Берта, узнав, что пророк находится здесь, явилась отомстить ему. Неожиданно к своей великой радости девушка встречается с любимым Иоанном. Он жив и невредим. Берта предлагает всем вместе бежать потайным ходом. Этому мешает появление офицера из свиты Иоанна. Он спешит предупредить вождя о том, что трусливые главари анабаптистов, испугавшись приближения императорских войск, предали пророка. Только теперь поняла Берта, что пророк — это ее Иоанн. В гневе девушка отрекается от своего возлюбленного и закалывается на его глазах. Потрясенный Иоанн решает остаться в городе, чтобы наказать тех, кто его вероломно предал.

Вторая картина. Во дворце пируют анабаптисты. Императорские войска уже подошли к городу. В зал врываются вражеские солдаты во главе с Оберталем. Граф угрожает жестокой расправой Иоанну. Пророк спокоен и хладнокровен: сейчас будет осуществлен задуманный им план мести. Все подготовлено. Иоанн приказывает запереть выходы из зала.

Раздается оглушительный взрыв. В клубах пламени и дыма вдруг появляется раненая Фидес. Старая женщина крепко обнимает Иоанна: она умрет вместе с сыном.

Пожаром охвачен дворец. С грохотом рушатся стены и погребают всех собравшихся в зале.


Исторические события, положенные в основу оперы, как обычно у Скриба и Мейербера, трактованы более чем свободно. В XVI в. Германия была объята восстаниями и религиозными войнами. Главный герой оперы, Иоанн Лейденский, он же Иоганн Боккольд или Беккельзон (1510-1536),— один из вождей религиозной секты анабаптистов, или перекрещенцев, вместе с Яном Матисом после изгнания местного епископа захватил власть в Мюнстере. Следуя учению Матиса, Иоанн пытался основать в городе «царство Божье» — своеобразную коммуну. Она просуществовала 14 месяцев в 1534-1535 гг. и была подавлена. После пыток, перенесенных с поразительным мужеством, Иоанн был казнен.

Этой неординарной личности посвящена опера В. Альсдорфа «Анабаптисты» («Иоанн Лейденский», 1838), не оставившая заметного следа в истории музыкального театра. Появившаяся позднее опера Мейербера, напротив, имела огромный успех. Немалую роль сыграла ее актуальность после революций, прокатившихся по Европе в 1848 г. Во многом по трактовке восстания «Пророк» напоминает "Немую из Портичи" Обера. Это объясняется не только тем, что автором либретто в обоих случаях был Скриб, но и общностью задачи. Опера призвана показать, к каким опасным последствиям приводит жажда мести, какую анархию несет захват власти низами.

Граф Оберталь, прельщенный красотой молодой крестьянки Берты, невесты Иоанна, уводит ее насильно в свой замок вместе с матерью Иоанна Фидес. Народ ропщет, но воины графа разгоняют толпу. Злонамеренные анабаптисты сеют возмущение, призывают к мятежу. Им нужен вождь, вернее — человек, которого можно поставить во главе восстания. Выбор их падает на Иоанна. Берте удается бежать из замка и скрыться в доме возлюбленного. Но граф Оберталь угрожает убить в присутствии сына его мать, если он не выдаст Берту. Призывы анабаптистов, ранее оставлявшие Иоанна равнодушным, теперь оказывают на него воздействие. Он становится во главе восстания, чтобы отомстить врагу. Анабаптисты грабят, насилуют, убивают, и Иоанн с ужасом видит, к чему он пришел. Имя его окружено ненавистью. Фидес, ставшая нищей и не знающая, кто заправляет восстанием, проклинает вождя анабаптистов, а Берта клянется его убить. Тем временем «пророк» коронуется в Мюнстере. Он дает клятву отречься от семьи, прежде всего от матери, и не признает ее при встрече. Смущенный народ ропщет, Иоанн восклицает: «Если эта женщина говорит правду, значит, я лжепророк и должен быть убит». Чтобы спасти сына, Фидес отрекается от него. Иоанн все более отчетливо видит, как опасен путь, на который он вступил, как страшны преступления, творимые его именем. За голову предводителя мятежников императором назначена награда, и анабаптисты готовы предать его. Фидес умоляет сына бежать. Берта, узнав, что «пророк» и Иоанн — одно и то же лицо, в отчаянии закалывается. Иоанн решает отомстить предателям. Императорские войска окружили Мюнстер. Оберталь и верхушка анабаптистов готовятся захватить «пророка» во время пира, но он осуществляет свой план, решив погибнуть вместе со своими врагами. Когда в зал врывается граф с солдатами, по приказу Иоанна захлопывается решетка. Все в западне. Взорван пороховой погреб — обрушиваются своды, погребая живых. На пылающих развалинах появляется Фидес, чтобы умереть с сыном.

Анабаптисты изображены в опере как отъявленные демагоги, спекулирующие на недовольстве масс. Иоанн — слабовольный мечтатель, фантазер — становится игрушкой в руках политиканов. Он жертва интриг, хотя и повинен в преступлениях. Граф Оберталь тоже виноват, но не в такой степени, как анабаптисты. Авторы оперы использовали излюбленные приемы мелодрамы: сын должен выбирать между матерью и невестой; мать, чтоб спасти жизнь сына, отрекается от него; невеста хочет убить лжепророка и узнает в нем любимого и т. д. Совершенно мелодраматичен финал (взрыв дворца), противоречащий истории.

Мейербер пытался видоизменить формы «большой оперы» проведением через всю партитуру лейттем, но остановился на полпути. Всего ярче ему удалось воплотить образы Иоанна и Фидес, создав выигрышные и выразительные партии.

Эффектны Коронационный марш, тема которого звучит уже в I д., Победная песня и др. Вместе с тем в «Пророке» много чисто внешней, иллюстративной музыки. Полная беззаботность Мейербера по отношению к историческому колориту ярко выразилась в балете (III д.), в котором использованы вальс, редова (славянская пляска), галоп и катание на коньках с факелами. Ф. Лист сделал фортепианную транскрипцию этой сцены.

Вслед за Парижем «Пророк» был с успехом поставлен в других европейских городах. Гениальное исполнение П. Виардо партии Фидес способствовало международному успеху оперы. Великая артистка с мощной трагической силой раскрыла драму матери, выдвинув ее на первое место.

Прежде чем попасть на русскую сцену, произведение Мейербера было представлено труппой Императорской итальянской оперы в Петербурге под названием «Осада Гента» (1852, партию Фидес исполняла П. Виардо). При переделке либретто было так испорчено, что не всегда можно было понять его смысл. В Мариинский театр «Пророк» попал лишь в 1869 г. (под названием «Иоанн Лейденский»; Е. Лавровская — Фидес, Ф. Никольский — Иоанн, Ю. Платонова — Берта, Г. Кондратьев — Оберталь). Лучшими исполнителями партии Иоанна в русском театре были Н. Фигнер и И. Алчевский, а Фидес — М. Каменская и М. Славина. В наше время одна из самых ярких исполнительниц партии Фидес — М. Хорн.

А. Гозенпуд

реклама

Публикации

Главы из книг