Вильгельмина Ивановна Рааб

Дата рождения
13.05.1848
Дата смерти
23.11.1917
Профессия
Тип голоса
сопрано
Страна
Россия

Рааб Вильгельмина Ивановна (урождённая — Билик, по второму мужу — Плющевская-Плющик; 13 V 1848, Аустерлиц, ныне Славков, Чехословакия — 10 (23) XI 1917, Петроград) — русская певица (сопрано). По национальности чешка.

Училась игре на скрипке в Пражской и Венской консерваториях, пению — у А. Бухгольц-Фалькони в Венской и у Г. Ниссен-Саломан в Петербургской (окончила в 1872) консерваториях. В 1871 дебютировала в партии Матильды («Вильгельм Телль» Россини) на сцене Мариинского театра, где прослужила до 1885 (спела 32 партии в 29 операх).

В её обширном репертуаре выделялись партии в операх Р. Вагнера — Елизавета («Тангейзер»), Эльза («Лоэнгрин»), Ирина («Риенци»), а также партия Маргариты («Фауст» Гуно). Была первой исполнительницей многих ролей в операх русских композиторов: Наталья, Оксана, Агнеса («Опричник», 1874; «Кузнец Вакула», 1876; «Орлеанская дева», 1881, Чайковского), Ксения («Борис Годунов», 1874), Тамара, Ноэми, Алёна Дмитриевна («Демон», 1875; «Маккавеи», 1876; «Купец Калашников», 1880, Рубинштейна), Катарина («Анджело» Кюи, 1876). Среди других партий — Людмила и Горислава («Руслан и Людмила»), Снегурочка и Купава; Донна Анна и Эльвира («Дон Жуан»), Королева Маргарита («Гугеноты»), Джильда.

Обладала тонким художественным вкусом, безупречной музыкальностью. Мягкий, ровный, подвижный голос большого диапазона позволял ей петь драматические, лирические и колоратурные партии. Её исполнение отличалось проникновенным лиризмом и задушевностью. Несколько сдержанная игра, без внешних эффектов, была правдива и естественна.

Искусство Рааб высоко ценили Ц. А. Кюи и П. И. Чайковский; А. Г. Рубинштейн разучивал с ней партию Тамары. Концертировала, пропагандируя новые произведения русских композиторов и зарубежную классику. С 1884 преподавала в Петербургской консерватории (с 1901 профессор). Среди её учеников — Н. А. Папаян.

Литература: Чайковский П. И., Музыкальная хроника. Музыкальное общество… Два образчика московской городской музыкальной критики, «Русские ведомости», 1875, 13 ноября, то же, в его кн.: Музыкально-критические статьи, М., 1953; (Кюи Ц. А.), (О. В. И. Рааб), «Музыкальное обозрение», 1885, 14 ноября; О. В., Памяти В. И. Рааб, «РМГ», 1918, No 1–2, с. 15–19; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века. (1873–1889), Л., 1973.

А. П. Григорьева
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Марен Мерсенн Музыковеды и театроведы
Майра Хесс Пианисты

рекомендуем

смотрите также

Реклама