Рахманинов. Шесть пьес в четыре руки

Six Morceaux, Op. 11

Композитор
Год создания
1894
Жанр
Страна
Россия
Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

Шесть пьес для фортепиано в 4 руки op. 11: Баркарола, Скерцо, Русская песня, Вальс, Романс и «Слава». Они созданы в одно время с Салонными пьесами, в 1894 году, 21-летним композитором.

По воспоминаниям родных, игрой в четыре руки Рахманинов увлекался с самого детства. В дружной семье своих родственников Сатиных, у которых Сергей Васильевич нашел кров в юности, он часто посвящал вечера четырехручному музицированию. Дуэтная игра нередко звучала и в доме Зверева, где прошли консерваторские годы Рахманинова. А летом 1890 года, когда в Ивановке композитор работал над переложением «Спящей красавицы» Чайковского, ему пришла в голову идея написать собственное сочинение в таком роде.

Дуэт пианистов существует в двух вариантах: четырехручная игра на одном рояле и на двух. Игра пианистов на двух роялях — это всегда концертность, блеск, масштабность и звуковая мощь. Игра в 4 руки на одном инструменте — полная противоположность, она ассоциируется с духом камерности, атмосферой домашнего музицирования. Но и здесь непритязательность и теплота душевного высказывания могут совмещаться с широтой замысла и богатством красок.

Рахманинов оставил образцы обеих разновидностей фортепианного дуэта. Для двух роялей написаны две блестящие сюиты, для четырехручной игры — цикл Шесть пьес, op. 11. Эти Шесть пьес написаны через год после окончания консерватории. Блестяще завершив её с золотой медалью. Рахманинов получает диплом «свободного художника». Свободного, в том числе, от постоянной работы и твердого заработка. Но творчество его «кипит». Опера «Алеко», романсы, Элегическое трио, Салонные пьесы, Каприччио на цыганские темы, Первая симфония — вот что окружало создание этого цикла.

В нем господствует три образных начала, характерных и для других сочинений молодого Рахманинова: лирическое, которому принадлежат Баркарола и Романс, скерцозное — собственно Скерцо и Вальс, и эпическое — Русская песня и «Слава».

В Баркароле ярко выражено трепетное отношение композитора к природе: до Рахманинова в русской музыке не было пейзажиста такой силы. Это последняя из трех соль-минорных баркарол, написанных в молодые годы, последняя и самая сумрачно-тревожная из них.

Грациозный Вальс продолжает линию, начатую 6-ручным вальсом, написанным для трех сестер Скалон, в одну из которых он был влюблен.

В элегически задушевной Русской песне Рахманинов использует напев «Во всю-то ночь мы тёмную», гармонизацию которого он выполнил в 1891 году, еще обучаясь в консерватории. А торжественная «Слава» основана на знаменитой народной величальной мелодии, которую до этого цитировали Мусоргский в «Борисе Годунове» и Римский-Корсаков в «Царской невесте».

Широта образного диапазона, блестящий пианизм позволяют считать Шесть пьес одним из лучших русских сочинений для четырехручной игры.

Г. Мелик-Тангиева

Фортепианное творчество Рахманинова

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама