Раздельноречие

Раздельноречие, хомония, - произнесение слов с включением между согласными и после заключит. согласной отсутствующих в данных словах гласных, напр. вместо "видевше" - "видевоше", вместо "грехом" - "грехомо" (отсюда возникло второе название Р. - хомония) R. появилось в рус. церк. пении в кон. 15 в. Д. В. Разумовский объяснял происхождение Р. изменением фонетики слав, языка за счёт превращения полугласных в гласные. В. М. Металлов одной из причин появления Р. считал невежество переписчиков певч. книг. Т. Н. Ливанова объясняет Р. желанием сохранить в точности напевы, сложившиеся до изменения фонетики. Но до 15 в. большинство напевов было близко к псалмодии; распевные мелодии стали формироваться лишь к кон. 15 в., так что необходимости в Р. для их сохранения не было. Грамматич. ошибки в певч. книгах встречаются редко, и потому неграмотность переписчиков нельзя рассматривать как причину появления Р. Более того, Р. употреблялось и в текстах, составленных в 16 в. высокообразованными людьми (в т.ч. Иваном Грозным). Точка зрения Разумовского представляется более обоснованной, но требует корректив. Гласные, не существующие в письменности, но слышимые в разговоре, вносились в записи ещё в 12 в., о чём свидетельствует, напр., Благовещенский кондакарь. Исчезновение полугласных могло в какой-то мере благоприятствовать внесению лишних гласных, но только внутри слов, а не после их окончания на согласный (подобное добавление гласных делает текст трудным для восприятия). Последовательность, с к-рой проводился этот принцип, указывает на стремление придать певч. произношению особый, не свойственный "мирскому" языку характер. В 17 в., когда в московском обществе начали утверждаться новые просветительские идеи, Р. стало подвергаться резкой критике. В 1652 последовал царский указ, согласно к-рому церк. пение повсеместно должно было стать "воистинноречным пением" (об исправлении певч. книг в соответствии с этим указом см. в ст. Истинноречие). Р. сохранилось только у старообрядцев.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, М., 1867; Poтебня A., К истории звуков русского языка, Воронеж, 1876; Металлов В., Очерк истории православного церковного пения в России, Саратов, 1893, М., 1915; его же, К вопросу о комиссиях по исправлению богослужебных певческих книг русской церкви в XVII в., "Богословский вестник", 1912, т. 2, No 6; Игнатьев A., Церковно-правительственные комиссии по исправлению богослужебного пения русской церкви во второй половине XVII века, Казань, 1910; Преображенский A., Культовая музыка в России, Л., 1924; Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 1, М., 1928; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Koschmieder E., Przyczynki do zagodnienia chomonji w hirmosach rosyjskich, Wilno, 1932.

H. Д. Успенский

реклама

вам может быть интересно

Хоральная прелюдия Музыкальные жанры
Фокстрот Музыкальные жанры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Пастораль Музыкальные жанры
Одноимённые тональности Термины и понятия
Мажоро-минор Термины и понятия
Художник в балете Балет и танец
Battu, баттю Балет и танец
Казахский балет Балет и танец
Assemble, ассамбле Балет и танец
Серенада Музыкальные жанры
Опера-семисериа Опера, вокал, пение
Флейта Музыкальные инструменты

Реклама



Категории словаря

церковная музыка

просмотры: 3881
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть