Дмитрий Романович Рогаль-Левицкий

Дата рождения
14.07.1898
Дата смерти
17.12.1962
Профессия
Страна
СССР

Рогаль-Левицкий Дмитрий Романович (2 (14) VII 1898, Успенский прииск Якутской обл. — 17 XII 1962, Москва) — советский музыковед, композитор, инструментовед и педагог.

В 1925 окончил Московскую консерваторию по классу арфы у М. А. Корчинской и научно-теоретическое отделение (занимался по теории музыки у Г. Э. Конюса, по инструментовке у С. Н. Василенко). В 1927–29 работал на этнографических курсах при ГИМНе. В 1937–38 редактор Музгиза. В 1921–36 преподавал музыкально-теоретические предметы в Музыкальном училище им. Гнесиных, одновременно (в 1925–27) на Курсах им. И. Ф. Стравинского, в Музыкальной школе им. А. А. Ярошевского (1927–28). В 1932–37 и 1943–62 преподавал инструментовку в Московской консерватории (с 1946 профессор, в 1956–62 зав. кафедрой); в 1943–46 рук. кафедры инструментовки на Военном факультете там же.

В классе инструментовки Рогаль-Левицкого занимались Е. К. Голубев, А. Э. Спадавеккиа, А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников, Р. К. Щедрин, А. Я. Эшпай и др.

Переложил для оркестра (в виде сюит) фортепианные произведения Ф. Листа (изд. 1932), А. Н. Скрябина (1933; пост. в виде балета «Скрябиниана», 1962, Большой театр), Ф. Шопена (изд. 1947), С. В. Рахманинова, И. Альбениса (1949), пьесы из «Детского альбома» Чайковского. Им оркестрованы балеты «Смерч» Бера (1927, Большой театр), «Тарас Бульба» Соловьёва-Седова (1941, там же), опера «Емельян Пугачёв» Коваля (1942, Пермский театр). В инструментовке Рогаль-Левицкого исполняется «Интернационал». Сделал редакцию оперы «Мельник — колдун, обманщик и сват» Соколовского на текст Аблесимова (1927, Радио).

Отредактировал и дополнил книгу «Практическое руководство по инструментовке» Э. Гиро (в пер. Г. Э. Конюса, М., 1892), перевёл и дополнил книгу «Техника современного оркестра» Ш. Видора (М., 1938). В 1929–35 провёл для радиослушателей цикл бесед об оркестре. Автор неопубликованных работ «Оркестр Скрябина», «Оркестр Танеева».

Сочинения:

Якутская народная песня, «Музыка и революция», 1926, No 10; Сергей Василенко и его альтовая соната, М., 1927; Вокальное творчество С. Н. Василенко, в кн.: Сергей Василенко. XXV лет музыкальной деятельности, М.-Л., 1927; Камерная музыка С. Н. Василенко, там же; Симфонические произведения С. Н. Василенко, там же; Концерт С. Е. Фейнберга, «Жизнь искусства», 1928, No 41; А. Габриэлян, «Жизнь искусства», 1929, No 14; La Litterature orchestrale dans l’URSS, «RM», 1929, Dec.; Инструменты современного оркестра, M.-Л., 1930; Оркестр Чайковского, «СМ», 1940, No 5–6; Творческий путь С. Н. Василенко. (К 75-летию со дня рождения), там же, 1947, No 2; Современный оркестр, т. 1–4, М., 1953–56; Беседы об оркестре, М., 1961; Игорь Федорович Стравинский и его балет «Петрушка». (Вступ. статья к изданию партитуры), М., 1962; Георгий Эдуардович Конюс, в кн.: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, М., 1966, и др.

Литература: Памяти ушедших, «СМ», 1963, No 3; Mакаров Е. П., Дмитрий Романович Рогаль-Левицкий, в кн.: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, М., 1966.

М. Ф. Леонова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Телониус Монк Композиторы
Джон Кранко (Крэнко) Балетмейстеры

рекомендуем

смотрите также

Реклама