Оперетта Фримля «Роз-Мари»

Rose-Marie

Композитор
Дата премьеры
02.09.1924
Жанр
Страна
США
Оперетта Рудольфа Фримля «Роз-Мари» / Rose-Marie

Оперетта Рудольфа Фримля в трёх действиях, восьми картинах.
Либретто О. Харбаха и О. Хаммерстайна.

Первое исполнение состоялось 2 сентября 1924 года в Нью-Йорке.

Содержание излагается по русскому тексту Б. Тимофеева и А. Феона.

Действующие лица:

Авлей, владелец золотых приисков и пушной фактории; Эмиль, секретарь Авлея; Роз-Мари, сестра Эмиля (сопрано); Джим Кенион, охотник и золотоискатель (тенор); Герман, золотоискатель и портной; Жанна, хозяйка бара; Черный Орел, индеец; Ванда, его жена; Малон, полицейский сержант; Этель, пожилая особа; заказчик; индеец; служанка; девушка; гости, девушки, «живые модели», золотоискатели, индейцы, полисмены.

Действие происходит в конце XIX века в Канаде.

Оперетта была написана в 1924 году. Соавтором Фримла был Г. Стотгарт, большой знаток индейского фольклора. Подлинные индейские мелодии органично введены в музыку произведения, использующего также элементы джаза. Как в музыке, так и в сюжете «Роз-Мари», в особенностях ее драматургии претворены черты неовенской, в частности кальмановской, оперетты.

Первое действие

Первая картина. Бар у Жанны. Здесь много посетителей: золотоискатели, звероловы, лесорубы, индейцы. Жанна и помогающие ей девушки разносят вино по столикам. Сидящий в стороне Малон ревниво следит за хозяйкой бара. Гости весело распевают «Мы пришли в суровый край». Приходит Эмиль, восклицая: «О, Роз-Мари, откликнись», над ним смеются: в этом крае все ищут золото, а он — сестру. Малон с надеждой оглядывает окружающих: ему бы хорошую ссору, а еще лучше кошмарное преступление. Тогда он получит повышение и добьется перевода в Квебек. На сцену выбегает красавица-индианка Ванда и танцует зажигательный танец. Ее муж, Черный Орел, с подозрением следит, как Ванда останавливается около Авлея. Малон надеется, что здесь может быть преступление: индеец имеет основания ревновать жену к белому богачу! Снова входит разыскивающий сестру Эмиль, а за ним жених Жанны Герман, хвастун и трус, играющий роль смельчака-забияки. Его песня «Страшный Герман» легкомысленно-пародийна. Приходит и Джим Кенион. Его ария «В стране золотой» распевна, проникнута любовью к Роз-Мари. В припеве — «Цветок душистых прерий» — появляется мотив зова Эмиля («О, Роз-Мари, откликнись»). Черный Орел предъявляет Герману и Джиму претензии: друзья искали золото на его участке. Воспрянувший духом Малой пытается разжечь ссору, но Джим предлагает уладить дело миром: вечером он придет к индейцу с картой, на которой точно указана граница между их участками.

Проходят полицейские с бравым маршем «Скор наш улов», Малон подпевает им.

Наконец появляется и давно ожидаемая Роз-Мари. Оказывается, она каталась на санях с Джимом. В ответ на упреки она поет о Джиме трогательную арию «Он мой, чей на груди я храню портрет».

Авлей хочет жениться на красавице Роз-Мари, на ее увлечение Джимом он не обращает внимания: нужно просто увезти отсюда девушку. Но сначала он хочет разделаться с надоевшей ему индианкой. Авлей говорит Ванде, что приедет к ней сегодня, и удаляется из бара, сопровождаемый секретарем. Роз-Мари жалуется Джиму, что скоро должна уехать на юг. Авлей настаивает на этом, и Эмиль, его секретарь, не может ослушаться: тогда он потеряет место... Джим обещает ехать вслед за любимой. Они назначают встречу у «скалы влюбленных», где молодые индейцы по обычаю поют песню своей невесте. Роз-Мари запевает нежную, полную томления и призыва индейскую песню. Джим присоединяется к ней.

Вторая картина. Просцениум. Золотоискатели у костра. Проходят с маршем полисмены под командованием Малона. К костру подходит Герман, ожидающий Джима.

Третья картина. Вечером в хижине Черного Орла (пантомима на музыке). Ванда томится ожиданием. Вот наконец Авлей. Она хочет обнять любовника, но он дает ей пачку денег и порывается уйти. Индианка в ярости и отчаянии, она умоляет Авлея остаться; вдруг оба прислушиваются, Авлей прячется, Ванда едва успевает прикрыть разбросанные ею деньги, как входит Джим. Черного Орла нет, поэтому Джим оставляет карту Ванде, объясняет, где проходит граница, и уходит. Проводив Джима, Ванда выпускает Авлея и смотрит ему влюбленно в глаза. Авлей уступает и обнимает ее. В это время в окне показывается Черный Орел и кусает себе руку, чтобы не крикнуть. Вот он неслышно входит в хижину, подкрадывается и бросается на Авлея.

Ванда, нечаянно нащупав на столе нож, хватает его и ударяет мужа. Он падает.

Четвёртая картина. Просцениум. У костра появляется Джим. На вопрос Германа, где он пропадал так долго, Джим объясняет, что сбился с пути.

Второе действие

Пятая картина. Сад у гостиницы в горах Канады. Роз-Мари мечтательно напевает призывную мелодию индейской песни. Издалека вторит ей голос Джима.

Ванда встречается с Авлеем и рассказывает: Малон не поверил Ванде, сказавшей ему правду. Он уверен, что Черного Орла убил Джим Кенион и преследует его. Авлея устраивает эта новость: он избавляется от соперника.

Издали слышны крики, шум. Они приближаются. Вот уже на сцене толпа индейцев, пляшущих и поющих весеннюю праздничную песню «Тотем-том-том».

Джим и Роз-Мари договариваются о побеге в Мексику. Молодой человек просит ее еще подумать: ведь он беден, он может предложить ей трудную жизнь. Если Роз-Мари не согласна с ним поехать, он предпочтет не видеться с ней больше. И девушка, уверенная в себе, на всякий случай предлагает: если она не поедет, она запоет индейскую песню. Тогда Джим погасит свет в своей хижине на вершине горы и уедет навсегда.

Джим уходит собираться в путь. Входит Малон с отрядом полицейских. Он должен арестовать Джима. Пока полицейские окружают гостиницу, Авлей говорит Роз-Мари, что не поможет Малону и даст Джиму бежать лишь в том случае, если она поедет в Квебек и там станет его женой. В отчаянии Роз-Мари соглашается. Она торжественно говорит Авлею, что споет для него старинный напев. Индейская песня «И тебе в ответ не скажу я нет!» в ее исполнении полна любви и страдания. Ансамбль всех присутствующих подхватывает волнующую мелодию. Жанна, посвященная в тайну влюбленных, видит, как гаснет огонек на горе. Джим спасен.

Третье действие

Шестая картина. Модный магазин Германа и Жанны в Квебеке. «Живые модели» исполняют кокетливую песенку «Женщин всех влечет успех с малолетства». Герман принимает заказчиков и заказчиц, Жанна ревнует его. Входит Малон. Звучит комический терцет «Твой поцелуй». Малон сообщает, что приехал в Квебек по секретному делу. Но Жанна не слушает: она радостно бросается к входящему Джиму. Кенион рассказывает, что, во-первых, решил опровергнуть обвинение в убийстве. Для этого он разыскал и привез Ванду. А во-вторых, он непременно женится на Роз-Мари, так как узнал, что она еще не стала женой Авлея.

Входит Роз-Мари. Она не выказывает радости, увидев Джима: коварные приспешники Авлея убедили ее, что ссора Джима с Черным Орлом была из-за Ванды. Джим пытается объяснить все Роз-Мари. К нему присоединяется вошедшая в магазин Ванда, но это еще больше утверждает оскорбленную девушку в мысли, что Ванда — любовница Джима, и она не желает ничего слушать. Картина заканчивается ансамблем, в котором Роз-Мари прощается со своей любовью, Авлей торжествует, Джим сожалеет о прошлом, а Эмиль утверждает: «Женой Авлея ты стать должна».

Седьмая картина. Богатый зал в доме Авлея. В торжественном шествии проходят гости, затем звучит изящный гавот, Роз-Мари и Герман поют томный менуэт.

Ванда незаметно появляется среди гостей. Она не может простить Авлею измены. Эмиль объявляет о начале свадебного обряда. Раздаются звуки свадебного марша. С болью вспоминает Роз-Мари былое счастье. Разражается скандал: Ванда публично признается в том, что убила мужа, защищая любовника. «Джима?» — отчаянно вскрикивает Роз-Мари. «Нет, Авлея!» Малон страшно разочарован и даже не думает арестовывать Ванду: «Женщина убила краснокожего, чтобы спасти белого джентльмена! За это полагается не наказание, а награда...»

Входит Джим в сопровождении Жанны и Германа. Роз-Мари радостно кидается к нему.

Восьмая картина. Скромный домик Джима в горах. Наконец-то печали и тревоги позади, любящие соединились. Нежно и задумчиво звучит в их устах старинный индейский напев.

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

вам может быть интересно

Свиридов. «Весенняя кантата» Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама