
Ровицкий, Витольд (пол. Witold Rowicki; 26 II 1914, Таганрог — 1 X 1989, Варшава) — польский дирижёр, скрипач и педагог.
Учился у А. Малявского (скрипка), М. Пиотровского и Б. Валлек-Валевского (музыкальные теоретические предметы) в Краковской консерватории, где с 1938 вёл класс скрипки. Как дирижёр дебютировал в 1933. Играл на скрипке в различных польских оркестрах, выступал и как солист. В 1940–45 совершенствовался у З. Яхимецкого (музыкально-теоретические предметы и композиция) и у Р. Хиндемита (дирижирование). В 1945 организовал Большой симфонический оркестр Польского радио в Катовицах, с которым работал до 1950 (до 1947 главный дирижёр). В 1946 участвовал в создании Городского симфонического оркестра Варшавы. На его основе в 1950 организовал симфонический оркестр Государственной филармонии в Варшаве (до 1955 и с 1958 художественный руководитель и главный дирижёр филармонии).
В 1952–54 преподавал дирижирование в Варшавской консерватории. В 1958–61 возглавлял оркестр Национальной филармонии, который под его руководством стал одним из лучших в Европе; гастролировал с ним в США и многих европейских странах; неоднократно в СССР (впервые в 1959; выступал также с лучшими советскими оркестрами).
Ясность исполнительских замыслов, целеустремлённость, энергичная манера дирижирования, точный, чёткий жест позволяют Ровицкому легко устанавливать контакт с различными оркестрами. Наряду с исполнением классической западно-европейской музыки пропагандирует польскую, в т. ч. сочинения К. Курпиньского, К. Шимановского, а также В. Лютославского, К. Сероцкого, К. Пендерецкого и др. современных польских композиторов (Ровицкий постоянно участвует в фестивалях «Варшавская осень»); включает в программы и сочинения С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича.
Автор кантаты «Песнь борьбы и мира» («Piesn walki i pokoju»), симфонических сочинений, 2 концертов — для кларнета и для фагота с оркестром, струнных ансамблей, массовых песен, фортепианных и скрипичных миниатюр.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
«Человек, стоящий за пультом, — настоящий волшебник. Он управляет своими музыкантами мягкими, свободными движениями дирижерской палочки, твердостью и энергией. Вместе с тем заметно, что они не находятся под принуждением, не играют из-под кнута. Они согласны с ним и с тем, что он требует. Добровольно и с трепетной радостью музицирования они отдают ему то, что его сердце и его мозг требуют и просят от них посредством рук и дирижерской палочки, движениями одного лишь пальца, направленностью взглядов, дыханием.
Все эти движения полны гибкой элегантности, дирижирует ли он меланхолическим адажио, заигранным тактом вальса или, наконец, показывает четкий, простой ритм. Его искусство извлекает волшебные звуки, нежнейшие или насыщенные силой. Человек за пультом музицирует с предельной интенсивностью». Так писал немецкий критик Х.О. Шпингель после гастролей В. Ровицкого с оркестром варшавской Национальной филармонии в Гамбурге — городе, видевшем лучших дирижеров мира. Свою оценку Шпингель заключал следующими словами: «Я в восторге от музыканта высочайшего ранга, от дирижера, каких мне редко приходилось слышать».
Подобное мнение высказывали и многие другие критики как Польши, так и Швейцарии, Австрии, ГДР, Румынии, Италии, Канады, США и СССР — всех стран, где Ровицкий выступал с руководимым им оркестром варшавской Национальной филармонии. Высокая репутация дирижера подтверждается и тем фактом, что уже более пятнадцати лет — с 1950 года — он почти бессменно руководит созданным им самим оркестром, ставшим сегодня лучшим симфоническим коллективом Польши. (Исключение составляют 1956—1958 годы, когда Ровицкий возглавлял оркестр радио и филармонии в Кракове.) Удивительно, пожалуй, лишь то, что столь серьезные успехи пришли к талантливому дирижеру очень рано.
Польский музыкант родился в русском городе Таганроге, где перед первой мировой войной жили его родители. Образование он получил в Краковской консерватории, которую окончил по классам скрипки и композиции (1938). Еще во время учебы Ровицкий дебютировал как дирижер, но первые годы после окончания консерватории работал скрипачом в оркестрах, выступал как солист, а также вел скрипичный класс в своей «альма матер». Параллельно Ровицкий совершенствуется в дирижировании у Руд. Хиндемита и композиции у Ж. Яхимецкого. После освобождения страны ему довелось участвовать в создании симфонического оркестра Польского радио в Катовице, с которым он впервые выступил в марте 1945 года и был его художественным руководителем. В те годы он работал в тесном сотрудничестве с крупнейшим польским дирижером Г. Фительбергом.
Проявленный им незаурядный артистический и организаторский талант вскоре принес Ровицкому новое предложение — возродить в Варшаве филармонический оркестр. Спустя некоторое время новый коллектив занял заметное место в художественной жизни Польши, а позже, после своих многочисленных гастролей, — и всей Европы. Оркестр Национальной филармонии является непременным участником многих музыкальных фестивалей, в том числе традиционного фестиваля «Варшавская осень». Этот коллектив по справедливости признан одним из лучших исполнителей современной музыки, произведений Пендерецкого, Сероцкого, Берда, Лютославского и других. В этом несомненная заслуга его руководителя — современная музыка занимает около пятидесяти процентов в программах оркестра.
Вместе с тем Ровицкий охотно исполняет и классику: по собственному признанию дирижера, Гайдн и Брамс являются его любимыми композиторами. Постоянно включает он в программы классическую польскую и русскую музыку, а также произведения Шостаковича, Прокофьева и других советских композиторов. Среди многочисленных записей Ровицкого — фортепианные концерты Прокофьева (№ 5) и Шумана со Святославом Рихтерам. В. Ровицкий неоднократно выступал в СССР как с советскими оркестрами, так и во главе оркестра варшавской Национальной филармонии.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.