Антон Рубинштейн. Фортепианное трио No. 1

Композитор
Год создания
1851
Жанр
Страна
Россия
Антон Григорьевич Рубинштейн

Антон Григорьевич Рубинштейн создал в общей сложности двадцать семь камерно-инструментальных сочинений. Для русских композиторов XIX столетия подобное внимание к данному жанру отнюдь не было характерно – скорее оно заставляет вспомнить о Европе XVIII века. Впрочем, не только количество камерных сочинений роднит его с представителями венского классицизма, но и широта жанрового диапазона – композитор создавал скрипичные и виолончельные сонаты, струнные квартеты. Именно инструментальную область творчества Рубинштейн считал той «душой музыки», которую необходимо «предчувствовать, искать, находить», в которую нужно «проникать».

Уделил он внимание и фортепианному трио, создав в этом жанре пять произведений. Первое из них – Фортепианное трио № 1 фа мажор – создано в 1851 году, который был насыщен событиями: Антон Григорьевич не без волнения ожидал первой постановки своей оперы «Куликовская битва», часто выступал в качестве дирижера и пианиста, но это не заставило его отказаться от сочинения музыки – Рубинштейн всегда был уверен, что связь с будущими поколениями обеспечит ему не исполнительское, а композиторское творчество. В то время он работал над несколькими новыми сочинениями, среди которых были симфония и концерт – а ведь Рубинштейну было в то время всего лишь двадцать два года. Тем более удивительной кажется та профессиональная «солидность», которую проявил он в фа-мажорном Трио – прекрасное владение формой, элементы симфонизма.

В музыке Фортепианного трио фа мажор очевидно влияние венских классиков, в первую очередь – Людвига ван Бетховена. С бетховенскими творениями перекликаются такие приемы, как появление пунктирного ритма в плавно движущейся мелодии, а также чередование сольных эпизодов скрипки, виолончели и фортепиано. Это свидетельствует о том глубочайшем почтении, которое испытывал Рубинштейн по отношению к этому композитору, но нельзя сказать, что он подражал Бетховену – черты, «унаследованные» от великого предшественника, получают у русского композитора новое, своеобразное преломление. Стиль Рубинштейна отличается не только от Бетховена, но и от русских композиторов – его современников.

Главная партия первой части – Con moto moderato – носит лирический характер с эпическим оттенком, но в ней нет бурных чувств. Большей взволнованностью отмечена связующая партия, выстроенная в строго соответствии с классическими канонами: начинаясь в фа мажоре, она приходит к до минору. Побочная партия привлекает внимание красотой мелодии, но и она остается эмоционально сдержанной, как и главная. Она украшается каноническими имитациями у скрипки и виолончели, а фортепианное сопровождение становится все более взволнованным за счет изменения ритма. Все темы экспозиции – и главная, и связующая, и побочная, и заключительная – связаны интонационной общностью. Особую роль играет интонация нисходящей терции. Подобное родство тем способствует цельности формы не в меньшей степени, чем стирание границ разделов сонатной формы – начало разработки не отделяется цезурой.

В разработке с особой полнотой раскрывается главная партия, элементы которой подвергаются контрапунктическому развитию в партиях струнных инструментов. По размерам разработка относительно невелика – она уступает экспозиции по протяженности. В предыкте к репризе тоже звучат интонации главной партии, появляющиеся в разных тембрах и различных элементах фактуры. В репризе исключена связующая партия. В коде особенно ярко проявляется симфонизация камерного жанра – кода весьма обширна, а эпическое начало главной партии и лирика побочной сопоставляются в ней особенно ярко, в кульминации происходит синтез тем.

Роль драматургического центра играет в фа-мажорном Фортепианном трио вторая часть – Moderato. Терцовое соотношение ее тональности (ре минор) с основной тональностью роднит рубинштейновское Трио с аналогичными сочинениями Бетховена и Шуберта. Вторая часть сочетает в себе интеллектуальную углубленность и лирическую непосредственность. Для воплощения такого образа композитор избрал вариационную форму. Варьированию подвергается в основном фактура, обогащающаяся контрапунктическими голосами. Инструментовка соответствует традициям романтизма: в первых двух вариациях главную роль играют струнные, а в последней – фортепиано.

Финал – Moderato con moto – насыщен декламационными интонациями, придающими музыке взволнованность. В его тематизме ощущается родство с предшествующими частями, наблюдается сходство и в приемах развития, например, в использовании полифонии – имитационной и подголосочной. Самая необычная черта заключительной части – умеренный темп (традиционно темп финала бывает быстрым).

Фортепианное трио № 1 впервые прозвучало в марте 1851 г. в исполнении самого Рубинштейна и Всеволода и Александра Мауреров. Произведение имело большой успех: «Где ни покажусь, меня встречают поздравлениями», – сообщал композитор в письме к матери.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама