Камиль Сен-Санс. Струнный квартет No. 1

Композитор
Год создания
1899
Жанр
Страна
Франция
Камиль Сен-Санс / Camille Saint-Saëns

Струнный квартет № 1 ми минор, Op. 112 — сочинение французского композитора Камиля Сен-Санса (1899).

В обширном и разнообразном списке камерно-инструментальных сочинений Камиля Сен-Санса присутствуют два струнных квартета, первый из которых был создан в 1899 г. Камиль Сен-Санс посвятил произведение Эжену Изаи – выдающемуся скрипачу-виртуозу, основателю струнного квартета, который стал одним из лучших камерных ансамблей в Европе.

Композитор впервые обратился к этому жанру, будучи уже в почтенном возрасте – в шестьдесят четыре года, обладая солидным опытом в композиции вообще и в области камерно-инструментальной музыки в частности. Означает ли это, что Сен-Санс испытывал некоторую робость перед этой разновидностью камерной музыки? Вряд ли можно это утверждать – композитор уже давно овладел композиторским мастерством, и подлинные причины столь длительного невнимания к жанру струнного квартета лежат в иной области.

Некоторые музыковеды и музыканты – в частности, Венсен д’Энди – высказывались о Струнном квартете № 1 ми минор как о «солидной классической конструкции», весьма интересной в формально-техническом отношении, достоинства которой только этим и ограничиваются (например, д’Энди говорит о «недостаточной ценности тематизма»), но с такой оценкой нельзя согласиться. Мастерство построения формы не вызывает сомнений, но произведение являет собою нечто большее, чем совершенную «математическую конструкцию». Обращение к новому для Сен-Санса жанру струнного квартета ознаменовало возникновение в его музыке новых образов. Произведение пронизано глубочайшей печалью, преодолеть которую в процессе музыкального развития так и не удается, а краткие моменты просветления остаются проходящими эпизодами, не играющими ключевой роли в образном строе Квартета.

Произведение представляет целую «галерею» музыкальных образов, различных по характеру, но объединенных общим ощущением скорби. Во вступлении к первой части и в начале второй печаль находит выражение в жалобных интонациях, а в некоторых моментах третьей части возникают трагически-погребальные мотивы, а в коде волевое усилие соединяется с настроениями скорби, но не побеждает их.

В музыкальном языке Струнного квартета № 1 ми минор можно услышать и моцартовскую патетику, и нечто от Мендельсона и Рамо. Это можно было бы назвать эклектичностью, если бы различные между собою интонационные истоки не объединялись в столь органичном единстве. Стремление воскресить эмоциональный строй музыки былых времен, возможно, было связано с потребностью сохранить душевное равновесие в условиях меняющегося мира – ведь Квартет создавался в преддверии ХХ столетия.

Четырехчастный цикл произведения содержит те же классические типы частей, что и Фортепианный квартет, относящийся к раннему периоду творчества Камиля Сен-Санса, однако драматургическая концепция ми-минорного струнного квартета оказывается принципиально иной: две средние части не столько контрастируют друг другу, сколько приобретают функцию либо эмоциональной реакции на предшествующую часть, либо подготовки последующей. Так, часть вторая – Molto allegro quasi presto – развивает мелодические элементы первой части, в особенности в среднем разделе с его полифоническими приемами, а медленная часть – Molto adagio – помещается непосредственно перед заключительной, приобретая характер своеобразной «лирической паузы» перед оживленным финалом.

Если Венсан д’Энди и не был прав, говоря о «недостаточной ценности тематизма» ми-минорного Струнного квартета, то с ним нельзя не согласиться относительно «превосходного образца конструкции». Цикл обладает удивительной цельностью, одним из важнейших связующих звеньев в нем становится до-диез – ре – до-диез – си, впервые появляющийся в интродукции первой части – Allegro non troppo. Настойчиво воспроизводясь в секвенционном развитии, этот мотив создает тревожную атмосферу. В дальнейшем он появляется и в других частях цикла.

Так реализуется принцип, который отечественный музыковед Юлий Кремлёв определил как «выведение многого из малого, сложного из простейшего». Ритмика произведения исключительно разнообразна, а фактура пластична, но даже в наиболее напряженных моментах развития в ней сохраняется уравновешенность и сбалансированность квартетного стиля. Композитор в изобилии использует полифонические приемы, причем речь идет о разных видах полифонии. Сравнительно скромно представлена строгая полифония (в частности, в фуге из второй части), более значительную роль играет полифония свободного склада.

Впервые обратившись к жанру струнного квартета на склоне лет, Камиль Сен-Санс создал на этом поприще подлинный шедевр. В его Струнном квартете № 1 ми минор глубина чувств и разнообразие эмоциональных оттенков сочетается с композиторской изобретательностью и исключительным мастерством в области музыкальной формы.

реклама

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама