Сальседо (Salzedo) Карлос (6 IV 1885, Аркашон, Франция — 17 VIII 1961, Уотервилл, шт. Мэн, США) — американский арфист, композитор и музыкально-общественный деятель.
Сын хормейстера и ассистента профессора пения Парижской консерватории Гастона Сальседо и концертирующей пианистки. Учился игре на фортепиано с 3 лет; в 5-летнем возрасте дал сольный концерт, в 7 лет написал первое музыкальное сочинение — сонату для фортепиано. Учился с 1894 в Парижской консерватории по классу фортепиано, с 1896 занимался у А. Ассельмана по классу арфы (окончил консерваторию по 2 специальностям). С 1901 концертировал как солист и играл в оркестре, гастролируя с «Концертами Колонна» в странах Европы. В 1905–09 солист оркестра «Ассоциации обладателей первых премий Парижской консерватории» (Монте-Карло); в 1909–13 работал (по приглашению А. Тосканини) в «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк).
С 1920 президент Национальной ассоциации американских арфистов. В 1921 основал (совместно с Э. Варезом) Международную гильдию композиторов в Нью-Йорке и создал журнал «Eolian Review» (первый специализированный журнал, посвященный арфовому искусству; под названием «Eolus» издавался до 1933), в котором публиковал статьи об искусстве игры на арфе и её месте в современном музыкальном мире. Участвовал в создании секции США в Международном обществе современной музыки (1923), в 1928 (совм. с Варезом) основал Панамериканскую ассоциацию композиторов.
Выдающийся солист-арфист, Сальседо обогатил современную арфовую технику, введя новые колористические приёмы игры (игра ногтями, стук по деке и корпусу и др.). Написал специальные этюды и Школу игры на арфе, способствовавшие выработке новых видов техники («Modern study for the harp», 1921), совместно с Л. Лоренсом — инструктивные сочинения «Методика игры на арфе» («Method for the harp», 1929), «Искусство модуляции» («The art of modulating», 1950). Преподавал в Институте музыки и в Джульярдской музыкальной школе в Нью-Йорке, в Музыкальном институте Кёртис в Филадельфии, где в 1924 основал класс арфы.
Сконструировал новый тип арфы, т.н. модель Сальседо. Сальседо — автор многих произведений для арфы (также в сопровождении духовых и др. инструментов или с вокальной партией), отличающихся ритмической сложностью и техническими трудностями; наиболее значительны: поэма для арфы с оркестром «Зачарованный остров» («The enchanted isle», 1918), концерт для арфы и 7 духовых инструментов (1925), «Стихотворения Сарры Арроу» (для сопрано, 6 арф и духовых, 1919), «Стихотворения Малларме» (для сопрано, арфы и фортепиано, 1924), соната (1922), сюита из 7 танцев (1943), Вариации на тему в старинном стиле для арфы. Сальседо принадлежат также транскрипции для арфы «Бурре» И. С. Баха, «Сарабанды» Ф. Куперена, «Весенней песни» Ф. Мендельсона, танц. пьес И. Брамса, Ж. Ф. Рамо, А. Корелли.
Литература: Дулова В., Искусство игры на арфе, М., 1975, с. 61; Sсimeсa M. G., L’Arpa nelle storia, Bari, 1938; Carlos Salzedo, «Harp news» 1961, No 4; Tributes celebrating the 50th anniversary of Salzedo’s coming to America, там же; Petric I., Harfa — instrument savremene muzike? (Carlos Salzedo in memoriam ili mala ralbuda Pierra Bouleza), «Zwuk», 1963, No 56.
Б. В. Доброхотов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
