Санта-Крус Уильсон, Доминго (исп. Domingo Santa Cruz Wilson; 5 VII 1899, Санта-Крус, пров. Вальпараисо, Чили — 6 января 1987, Сантьяго, Чили) — чилийский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель.
Изучал гармонию и контрапункт под руководством Э. Соро в Сантьяго, затем композицию, контрапункт, оркестровку у К. дель Кампо в Мадриде (1921–23). Работал в Сантьяго. Санта-Крус Уильсон — профессор композиции и истории музыки Национальной консерватории, декан факультета изящных искусств (1932–48) и факультета музыкальных искусств и музыковедения (1948–53) Чилийского университета (в 1937–51 возглавлял факультет искусств), основатель и руководитель Общества им. И. С. Баха (1924), основатель (совм. с А. Карвахалем) Национальной ассоциации чилийских композиторов (1935), президент Института распространения музыкальной культуры (осн. в 1940), основатель журн. «Revista musical chilena» (1945) и Института музыковедения (1946), организатор фестивалей и конкурсов чилийской музыки (с 1948). Вице-президент (1953–55) и президент (1955–58) Международного общества музыкального воспитания. Лауреат Национальной премии искусств (высшая чилийская премия в области искусства) и др. национальных и зарубежных премий.
Для стиля Санта-Круса Уильсона характерны неоклассицистские тенденции (прозван «чилийским Хиндемитом»). Хотя в его творчестве в целом национальные элементы не являются доминирующими, ряд сочинений Санта-Круса Уильсона, в т. ч. вокальные произведения и фортепианные пьесы, отмечены явственным креольским колоритом.
Сочинения:
Те Deum для солистов, хора и оркестра (1919); для оркестра — 3 симфонии (1946, 1948, 1965), 3 драм. прелюдии (1946); для струнного оркестра — симфония (1948), 5 пьес (1937); Вариации для фортепиано с оркестром (1943); конц. симфония для флейты, фп. и струнных (1945); камерно-инструментальные ансамбли — 3 струн. квартета (1930, 1947, 1959), дух. квинтет (1960); для хoра (с орк.) — Кантата чилийских рек (Cantata de los rios de Chile, 1941), Эклога (на сл. Лопе де Вега, для сопрано и смеш. хора, 1949); для хора (а cappella) — Пасхальные песнопения (Cantares de Pascua, 1949), 6 песен весны (Seis canciones de primavera, 1950); Элегические песни (Endechas, для тенора и 8 инструментов, 1957); для фп. — пьесы, в т. ч. 8 пьес для детей — Детские образы (Imagenes infantiles, 1932); романсы, в т. ч. на сл. Г. Мистраль.
Литература: Slоnimsky N., Music of Latin America, N. Y., (1946); Mayer-Serra O., Mъsica y musicos de Latino-America, v. 1–2, N. Y., 1947; «Revista musical chilena», 1952, No 42 (спец. номер, посв. Санта-Крусу Уильсону); Salas Viu v. , La creaciуn musical en Chile. 1900–1951, Santiago, 1952; Domingo Santa Cruz, в кн.: Compositores de Amйrica, Wash., 1955, v. 1, p. 64–72.
П. А. Ахундов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
