Малколм Сарджент

Дата рождения
29.04.1895
Дата смерти
03.10.1967
Профессия
Страна
Англия
Малколм Сарджент

Сарджент, Малколм (англ. Malcolm Sargent; 29 IV 1895, Стамфорд — 3 X 1967, Лондон) — английский дирижёр и музыкальный деятель.

По окончании в 1910 объединённого королевского колледжа органистов служил церковным органистом (1911–14) в Лондоне. В 1919–21 брал уроки фортепианной игры у Б. Моисеивича. С начала 1920-х гг. до конца жизни руководил любительскими хорами и оркестрами (многие из них организовал сам, в т. ч. оркестр в Лестере; возглавлял его в 1922–39), хором Королевского хорового общества и Брадфордским хором (с 1928), Хаддерсфилдским (с 1932) и Британским женским симфоническими оркестрами (1925–38), Национальным молодёжным оркестром (с 1957); возглавлял многие хоровые общества и союзы, клубы, детские коллективы (т.н. концерты Р. Мейера, 1924–40) и др.

С 1921 дирижировал профессиональными симфоническими и оперными оркестрами, в т. ч. коллективами Королевского филармонического общества (1928), «Русским балетом С. П. Дягилева» (1927–30), был музыкальным директором концертов «Курто-Сарджент» (1929–40), руководил спектаклями «Ковент-Гардена» (1936, 1954, 1956), «Халле-оркестром» (1939–43), городскими симфоническими оркестрами в Лидсе (1949), Ливерпуле (1942–1948), Лондонским филармоническим (1950), оркестром Би-Би-Си (1950–57), одновременно возглавлял «Променад-концерты» в Лондоне. В конце 1940-х — середине 1950-х гг. выступал на крупнейших английских музыкальных фестивалях. Гастролировал в СССР в 1957 и 1962.

Сарджент внёс большой вклад в национальную музыкальную культуру Великобритании, особенно в качестве популяризатора новейшей английской музыки (соч. Г. Холста, У. Уолтона, Р. Воана-Уильямса, Ч. Станфорда, Б. Бриттена и др.), а также английской классики (соч. Г. Пёрселла, Ф. Дилиуса, Э. Элгара и др.). Сардженту наиболее удавались интерпретации произведений приподнятого, романтического характера.

Литература: Современные дирижёры, составители Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969, с. 233–35.

Л. М. Гинзбург
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


«Небольшого роста, сухощавый, Сарджент, казалось бы, совсем не дирижирует. Движения его скупы. Кончики длинных, нервных пальцев выражают у него подчас много больше, чем дирижерская палочка, он по большей части дирижирует параллельно обеими руками, никогда не дирижирует наизусть, а всегда по партитуре. Сколько дирижерских «грехов»! И при этой, как будто бы «несовершенной», технике оркестру всегда понятны до конца малейшие намерения дирижера. Пример Сарджента наглядно показывает, какое огромное место занимают в дирижерском мастерстве ясное внутреннее представление о музыкальном образе и твердость творческих убеждений, — и какое подчиненное, хотя и очень важное место занимает внешняя сторона дирижирования».

Таков портрет одного из ведущих английских дирижеров, нарисованный его советским коллегой Лео Гинзбургом. В справедливости этих слов советские слушатели могли убедиться во время выступлений артиста в нашей стране в 1957 и 1962 годах. Черты, присущие его творческому облику, во многом характерны и для всей английской дирижерской школы, одним из виднейших представителей которой он являлся несколько десятилетий.

Дирижерская карьера Сарджента началась довольно поздно, хотя одаренность и любовь к музыке он проявил с детства. Окончив в 1910 году Королевский музыкальный колледж, Сарджент стал церковным органистом. Свободное время он посвящал композиции, занимался с любительскими оркестрами и хорами, изучал игру на фортепиано. О дирижировании он в ту пору не помышлял всерьез, но изредка ему приходилось руководить исполнением собственных сочинений, которые включались в лондонские концертные программы.

Профессию же дирижера, по собственному признанию Сарджента, его «заставил изучать Генри Вуд». «Я был счастлив, как никогда», — добавляет артист. И действительно, Сарджент нашел себя. С середины 20-х годов он уже регулярно выступает с оркестрами и дирижирует оперными спектаклями, в 1927—1930 годах работает с «Русским балетом С. Дягилева», а спустя еще некоторое время выдвигается в число виднейших английских артистов. Г. Вуд писал тогда: «С моей точки зрения, это один из лучших современных дирижеров. Помнится, кажется в 1923 году, он пришел ко мне просить совета — заниматься ли дирижированием. Я слышал, как годом раньше он дирижировал своим Ноктюрнам и Скерцо. У меня не оставалось сомнений, что он легко может превратиться в первоклассного дирижера. И мне приятно сознавать, что я был прав, уговорив его оставить фортепиано».

В послевоенные годы Сарджент стал подлинным преемником и продолжателем дела Вуда как дирижер и просветитель. Руководя оркестрами Лондонской филармонии в «Би-би-си», он в течение многих лет возглавлял и знаменитые «Променад-концерты», где под его управлением прозвучали сотни произведений композиторов всех времен и народов. Вслед за Вудом он знакомил английскую публику со многими сочинениями советских авторов. «Как только у нас появляется новое произведение Шостаковича или Хачатуряна, — говорил дирижер, — оркестр, которым я руковожу, тотчас же стремится включить его в свою программу».

Велики заслуги Сарджента в популяризации английской музыки. Недаром соотечественники называли его «британским мастером музыки» и «послом английского искусства». Все лучшее, что создано Пёрселлом, Холстом, Элгаром, Дилиусом, Воан Уильямсом, Уолтоном, Бриттеном, Типпеттом, находило в лице Сарджента глубокого истолкователя. Многие из этих композиторов получили известность за пределами Англии благодаря замечательному артисту, выступавшему на всех континентах земного шара.

Имя Сарджента завоевало столь широкую популярность в Англии, что один из критиков еще в 1955,году писал: «Даже для тех, кто никогда не бывал на концерте, Сарджент является сегодня символом нашей музыки. Сэр Малколм Сарджент — не единственный дирижер в Британии. Многие могут добавить, что, по их мнению, он не самый лучший. Но мало кто возьмется отрицать, что нет музыканта в стране, который сделал бы больше, чтобы привести людей к музыке и музыку приблизить к людям». Свою благородную миссию артиста Сарджент нес до конца жизни. «До тех пор, пока я буду ощущать достаточно сил и пока меня будут приглашать дирижировать,— говорил он,— я с радостью буду работать. Моя профессия всегда приносила мне удовлетворение, приводила меня во многие прекрасные страны и дарила мне прочную и ценную дружбу».

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

Эжен д’Альбер Композиторы

рекомендуем

смотрите также

Реклама