Шуман. Три романса для гобоя и фортепиано

Drei Romanzen, Op. 94

Композитор
Год создания
1849
Дата премьеры
24.01.1863
Жанр
Страна
Германия
Роберт Шуман / Robert Schumann

Год 1849 был для Роберта Шумана нелегким: композитор пребывал в депрессивном состоянии – но, как ни парадоксально, в этот период было создано немало произведений, в общей сложности – более двадцати, включая фортепианный цикл «Лесные сцены», увертюру к поэме Байрона «Манфред», «Испанский линдершпиль», Концертштюк для четырех валторн с оркестром. Некоторые из творений этого периода Клара Шуман не решалась публиковать – слишком явно проявлялось в них душевное состояние автора, а она старалась скрыть от окружающих заболевание своего супруга.

Среди сочинений 1849 г. выделяются своим лирически-светлым характером Три романса для гобоя и фортепиано. У музыковедов даже возникали сомнения – мог ли написать их человек, погруженный в депрессию, не сделала ли это Клара Шуман, выдав пьесы за сочинение супруга? Подозрения усугублялись тем, что оригинальная рукопись не сохранилась. Однако прямых доказательств авторства Клары Шуман не существует, поэтому Романсы все же считаются произведением Роберта Шумана. Клара, возможно, отредактировала их. Некоторые исследователи полагают, что Три романса были именно тем произведением, которое композитор подарил супруге с посвящением в 1849 г.

Назвав три пьесы романсами, Роберт Шуман следовал традициям XIX столетия. В ту эпоху романсами было принято именовать небольшие инструментальные пьесы, как правило, лирического характера, с кантиленной мелодией. Впрочем, романсом тогда могла именоваться любая инструментальная миниатюра – подобное заглавие никоим образом не ограничивало образное содержание пьесы и не предписывала какую-либо определенную музыкальную форму (в этом плане инструментальный романс близок к созданному Мендельсоном жанру песни без слов). Три романса для гобоя характеризуются подчеркнутой камерностью стиля. Простота и безыскусность роднит их мелодии с народной песенностью. Столь же просты обозначения темпа и характера, которые тоже указывают на лирическую природу сочинения: Романсы № 1 и № 3 композитор требует исполнять «не быстро», а № 2 – «просто, сокровенно».

Обладая общими чертами, пьесы остаются глубоко индивидуальными. Первый романс – проникновенная элегия. Второй напоминает простодушную народную песню с оживленным средним разделом. Особенно интересен третий: мелодия в духе баллады имеет в своем ритме некоторый оттенок танцевальности, а в среднем разделе появляется широкая кантиленная тема.

Камерно-инструментальное творчество Шумана

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама