Шуман. «Фантастические пьесы» для кларнета и фортепиано

Fantasiestücke, Op. 73

Композитор
Год создания
1849
Жанр
Страна
Германия
Роберт Шуман / Robert Schumann

Около трети всех сочинений Роберта Шумана были написаны в то время, когда композитор жил с семьей в Дрездене. Это был относительно спокойный период в жизни композитора. По воспоминаниям его дочери Марии, дом Шуманов «был артистическим домом, внешне ничем не отличавшимся от доброго, простого бюргерского». Композитор наслаждался тихим семейным счастьем, находил удовольствие в простых повседневных радостях, квинтэссенция которых выражалась в словах «бережливость, усердие и верность».

Такая поэтизация быта позднее получит название «бидермайер» – так назовут культурное явление, характерное для эпохи между наполеоновскими войнами и бурными политическими событиями конца 1840-х гг. В этот относительно спокойный период в истории Германии даже пламенные романтики, к числу которых принадлежал Роберт Шуман, могли «проводить досуг, наслаждаясь обществом цветов, голубей, детей».

Домашнее музицирование, в частности, игра на фортепиано, было неотъемлемой частью бидермайера. Существовала особая его разновидность – так называемое «столовое», богатством тембра оно не отличалось, но стоило недорого, и приобрести его могли даже не самые состоятельные бюргеры. Фортепиано было в каждой гостиной, и в каждом доме находилось время для Hausmusic – домашней музыки, к которой даже не применялся термин «исполнение»: ее «делали» (machen) или же «преподносили» (darbieten) для наслаждения. Ряд произведений, созданных Шуманом в то время, находится в русле Hausmusic. Одна из отличительных особенностей таких сочинений – обязательное присутствие фортепиано и возможность выбора солирующего мелодического инструмента.

В число таких произведений, предназначенных для «представления» в семейном и дружеском кругу, входят «Фантастические пьесы» для кларнета и фортепиано. Первоначальное заглавие – «Вечерние пьесы» – очевидно, связано с тем, что создавались они для домашнего музыкального вечера, а первыми их исполнителями стали Иоганн Котте – дрезденский кларнетист – и Клара Шуман, а впоследствии их исполнял скрипач Йозеф Иоахим.

Позднее композитор изменил заглавие – название «Фантастические» вообще нравилось ему, оно фигурирует в заглавиях некоторых других произведений (возможно, оно перекликается с «Фантазиями в манере Калло» Эрнста Теодора Амадея Гофмана). Следует заметить, что немецкое заглавие «Fantasiestucke» на русский язык обычно переводится как «Фантастические пьесы», но оно может быть переведено и по-иному – «Пьесы-фантазии» – и, возможно, такой перевод даже ближе к истине. «Фантазийность» находит выражение в сочетании контрастности и родственности пьес. Три части опуса разнохарактерны. Первая пьеса предполагает «выразительное и нежное», исполнение, вторую надлежит играть «легко и оживленно», заключительная же исполняется «живо и с огнем». Вместе с тем, между пьесами можно усмотреть тематические связи. В первой пьесе у фортепиано возникает интонация, из которой затем «вырастет» тема второй пьесы, а в начальный оборот третьей возникает из мотива, который завершает вторую. Более того, в заключительную вплетаются мотивы обеих предыдущих, которая таким становится своеобразным «подведением итога» всему трехчастному циклу, приобретающему благодаря интонационному родству пьес особую цельность.

«Фантастические пьесы» Роберта Шумана включают в свой репертуар не только кларнетисты, но и скрипачи, и виолончелисты, а также гобоисты, но для их исполнения требуется разновидность этого инструмента с более низким строем – гобой д’амур, так как диапазон первой пьесы простирается до соль малой октавы.

Камерно-инструментальное творчество Шумана

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама