Ziyodullo Shahidi
З. Шахиди — один из основоположников современного профессионального музыкального искусства Таджикистана. Многие его песни, романсы, оперы и симфонические произведения вошли в золотой фонд музыкальной классики республик Советского Востока.
Родившийся в дореволюционном Самарканде, одном из главных центров культуры Древнего Востока, и выросший в трудных условиях, Шахиди всегда стремился способствовать утверждению новой содержательной направленности искусства послереволюционной эпохи, музыкального профессионализма, не свойственного ранее Востоку, а также современных жанров, появлявшихся в результате контактов с европейской музыкальной традицией.
Как и ряд других музыкантов-первопроходцев на Советском Востоке, Шахиди начинал с освоения азов традиционного национального искусства, учился профессиональному композиторскому мастерству в национальной студии при Московской консерватории, а затем на ее национальном отделении в классе композиции В. Фере (1952-57). Его музыка, особенно песни (свыше 300), становится чрезвычайно популярной и любимой народом. Многие мелодии Шахиди («Праздник победы, Наш дом совсем недалеко, Любовь») распеваются в Таджикистане повсюду, их любят и в других республиках, и за рубежом — в Иране, Афганистане. Богатый мелодический дар композитора проявился и в его романсовом творчестве. Среди 14 образцов жанра вокальной миниатюры особенно выделяются «Огонь любви» (на ст. Хилоли), «Береза» (на ст. С. Обрадовича).
Шахиди — композитор счастливой творческой судьбы. Его яркий художественный дар равно интересно проявился в двух подчас резко разделяющихся сферах современной музыки — «легкой» и «серьезной». Немногим из современных авторов удалось быть столь любимым народом и в то же время создавать яркую симфоническую музыку на высоком уровне профессионального мастерства с использованием средств современной композиторской техники. Именно такова его «Симфония макомов» (1977) с экспрессией диссонантно-тревожащих красок.
Ее оркестровый колорит основан на сонорно-фонических эффектах. Выписанная алеаторика, динамика нагнетания остинатных комплексов находятся в русле новейших композиторских стилей. Многие страницы произведения воссоздают и строгую чистоту древней таджикской монодии, как носительницы духовно-этических ценностей, к которой постоянно возвращается общее течение музыкальной мысли. «Многогранно содержание произведения, в художественной форме затрагивающего такие вечные и важные для искусства наших дней темы, как борьба добра со злом, света с тьмой, свободы с насилием, взаимодействие традиций и современности, в целом — художника и мира», — пишет А. Эшпай.
Симфонический жанр в творчестве композитора представлен также ярко колоритной «Торжественной поэмой» (1984), возрождающей образы праздничных таджикских шествий, и произведениями более умеренного, академического стиля: пятью симфоническими сюитами (1956-75); симфоническими поэмами «1917-й год» (1967), «Бузрук» (1976); вокально-симфоническими поэмами «Памяти Мирзо Турсун-заде» (1978) и «Ибн Сина» (1980).
Свою первую оперу — «Комде и Moдан» (1960) по одноименной поэме классика восточной литературы Бедиля — композитор создал в период наивысшего творческого расцвета. Она стала одним из лучших произведений таджикской оперной сцены. Широко распевные мелодии «Комде и Модан» приобрели большую популярность в республике, вошли в классический репертуар мастеров таджикского бельканто и в общесоюзный фонд оперной музыки. Большое признание в республике получила музыка второй оперы Шахиди — «Рабы» (1980), созданной по мотивам произведений классика таджикской советской литературы С. Айни.
В музыкальное наследие Шахиди входят также монументальные хоровые сочинения (оратория, 5 кантат на слова современных таджикских поэтов), ряд камерно-инструментальных произведений (в т. ч. струнный Квартет — 1981), 8 вокально-хореографических сюит, музыка к театральным постановкам и кинофильмам.
Свои творческие силы Шахиди отдавал и общественно-просветительской деятельности, выступая на страницах республиканской и центральной прессы, на радио и телевидении. Художник «общественного темперамента», он не мог быть равнодушным к проблемам современной музыкальной жизни республики, не мог не указывать на недостатки, мешающие органичному росту молодой национальной культуры: «Я глубоко убежден, что в обязанности композитора входит не только создание музыкальных произведений, но и пропаганда лучших образцов музыкального искусства, активное участие в эстетическом воспитании трудящихся. Как поставлено преподавание музыки в школах, какие песни поют на праздниках дети, какая музыка интересует молодежь... и это должно волновать композитора».
Е. Орлова