Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга

Saint Petersburg Court Capella

Город
Санкт-Петербург
Год основания
1479
Тип
Певческая капелла Санкт-Петербурга

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга — концертная организация Санкт-Петербурга, включающая старейший профессиональный хоровой коллектив России (основан в XV в.) и симфонический оркестр. Имеет свой концертный зал.

Певческая капелла Санкт-Петербурга — старейший русский профессиональный хоровой коллектив. Основан в 1479 в Москве как мужской хор т. н. государевых певчих дьяков для участия в службах Успенского собора и в «мирских забавах» царского двора. В 1701 реорганизован в придворный хор (мужчины и мальчики), в 1703 переведён в Петербург. В 1717 выезжал с Петром I в Польшу, Германию, Голландию, Францию, где впервые познакомил зарубежных слушателей с русским хоровым пением.

В 1763 хор переименован в императорскую Придворную певческую капеллу (в составе хора 100 человек). С 1742 многие певчие были постоянными участниками хора в итальянских операх, а с середины 18 в. также исполнителями сольных партий в первых русских операх в придворном театре. С 1774 капелла даёт концерты в петербургском «Музыкальном клубе», в 1802-50 участвует во всех концертах Петербургского филармонического общества (кантаты и оратории русских и зарубежных композиторов, большинство которых исполнялось в России впервые, а некоторые и в мире, в т. ч. «Торжественная месса» Бетховена, 1824). В 1850-82 концертная деятельность капеллы проходила главным образом в зале Концертного общества при капелле.

Являясь центром русской хоровой культуры, капелла оказывала влияние не только на формирование традиций хорового исполнения в России, но и на стиль хорового письма без сопровождения (а cappella). Видные русские и западные музыканты-современники (В. В. Стасов, А. Н. Серов, А. Адан, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Шуман и др.) отмечали стройность, исключительный ансамбль, виртуозную технику, безупречное владение тончайшими градациями хорового звучания и великолепные голоса (особенно басов-октавистов).

Возглавляли капеллу музыкальные деятели и композиторы: M. P. Полторацкий (1763-1795), Д. С. Бортнянский (1796-1825), Ф. П. Львов (1825-36), А. Ф. Львов (1837-61), Н. И. Бахметев (1861-83), М. А. Балакирев (1883-94), А. С. Аренский (1895-1901), С. В. Смоленский (1901-03) и др. В 1837-39 капельмейстером капеллы был М. И. Глинка.

С 1816 директорам капеллы было предоставлено право издавать, редактировать и разрешать к исполнению духовные хоровые сочинения русских композиторов. В 1846-1917 при капелле существовали государственные очные и заочные дирижёрские (регентские) классы, с 1858 открылись инструментальные классы по различным оркестровым специальностям, готовившие (по программам консерватории) солистов и артистов оркестра высшей квалификации.

Особого развития классы достигли при Н. А. Римском-Корсакове (помощник управляющего в 1883-94), создавшем в 1885 из учащихся капеллы симфонический оркестр, выступавший под управлением виднейших дирижёров. Педагогами инструментально-хоровых классов были известные дирижёры, композиторы, музыканты-исполнители.

Здание Капеллы в 2004

В 1905-17 деятельность капеллы ограничивалась в основном церковно-культовыми мероприятиями. После Октябрьской революции 1917 в репертуар капеллы вошли лучшие образцы мировой хоровой классики, произведения советских композиторов, народные песни. В 1918 капелла преобразована в Народную хоровую академию, с 1922 — Государственная академическая капелла (с 1954 — имени М. И. Глинки). В 1920 хор пополнился женскими голосами и стал смешанным.

В 1922 при капелле организованы хоровая школа и дневной хоровой техникум (с 1925 и вечерний — для взрослых). В 1945 на базе хоровой школы учреждено Хоровое училище при капелле (с 1954 — имени М. И. Глинки). В 1955 Хоровое училище выделилось в самостоятельную организацию.

Коллектив капеллы ведёт большую концертную работу. В её репертуаре классические и современные хоры без сопровождения, программы из произведений отечественных композиторов, народные песни (русские, украинские и др.), а также крупные произведения кантатно-ораториального жанра, многие из которых исполнялись капеллой в СССР впервые. Среди них: «Александр Невский», «На страже мира», «Здравица» Прокофьева; «Песня о лесах», «Над Родиной нашей солнце сияет» Шостаковича; «На поле Куликовом», «Сказание о битве за Русскую землю» Шапорина, «Двенадцать» Салманова, «Виринея» Слонимского, «Слово о полку Игореве» Пригожина и множество других произведений советских и зарубежных композиторов.

После 1917 капеллой руководили видные советские хоровые дирижёры: М. Г. Климов (1917-35), H. M. Данилин (1936-37), А. В. Свешников (1937-41), Г. А. Дмитревский (1943-53), А. И. Анисимов (1955-65), Ф. М. Козлов (1967-72), с 1974 — В. А. Чернушенко. В 1928 капелла гастролировала в Латвии, Германии, Швейцарии, Италии, в 1952 в ГДР.

Литература: Музалевский В. И., Старейший русский хор. (1713-1938), Л.-М., 1938; (Гусин И., Ткачев Д.), Государственная академическая капелла имени М. И. Глинки, Л., 1957; Академическая капелла имени М. И. Глинки, в кн.: Музыкальный Ленинград, Л., 1958; Локшин Д., Замечательные русские хоры и их дирижеры, М., 1963; Казачков С., Два стиля — две традиции, «СМ», 1971, No 2.

Д. В. Ткачёв

реклама

вам может быть интересно

Академия русского балета имени Вагановой Организации, учебные заведения
Бесплатная музыкальная школа Организации, учебные заведения

Публикации

Словарные статьи

Капелла 12.01.2011 в 19:07

Ссылки по теме

рекомендуем

смотрите также

Реклама