Григорий Арнольдович Столяров

Столяров, Григорий

Григорий Арнольдович Столяров

Годы учения Столярова прошли в Петербургской консерватории. Он закончил ее в 1915 году по классам скрипки Л. Ауэра, дирижирования Н. Черепнина и инструментовки А. Глазунова. Дирижерский дебют молодого музыканта состоялся еще в студенческие годы — под его управлением консерваторский оркестр сыграл элегию «Памяти героя» Глазунова. После окончания консерватории Столяров был участником Квартета имени Л. Ауэра (впоследствии «Петроградского»).

В первые же годы Советской власти Столяров принимает энергичное участие в строительстве народной культуры. С 1919 года он работает в Одессе, дирижирует в Театре оперы и балета, преподает в консерватории, являясь ее ректором с 1923 по 1929 год. В одном из писем к Столярову Д. Ойстрах писал: «В своем сердце я всегда храню глубокую благодарность к Вам — ректору Одесской консерватории, в которой я учился и руководил студенческим симфоническим оркестром, в котором я познавал основы музыкальной культуры и приобщался к трудовой дисциплине».

Приглашение В. И. Немировича-Данченко открывает новый этап творческой деятельности музыканта. Известный режиссер доверил Столярову музыкальное руководство театром, который сейчас носит имена К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (1929). Под его управлением в Москве впервые прозвучали «Леди Макбет Мценекого уезда» Д. Шостаковича, «Тихий Дон» И. Дзержинского. Одновременно Столяров выступает в симфонических концертах, с 1934 года становится профессором Московской консерватории, преподает в Институте военных дирижеров. Во время Великой Отечественной войны Столяров выполнял обязанности директора Московской консерватории, а с 1947 года работал на Всесоюзном радио.

Последнее десятилетие творческой жизни отдано Московскому театру оперетты, главным дирижером которого он стал в 1954 году. Этот жанр давно привлекал Столярова. В молодые годы он иногда играл в оркестре Петроградской оперетты, а став директором Московской консерватории, выдвинул предложение об организации при оперном классе отделения оперетты.

Высоко ценил деятельность Столярова такой знаток оперетты, как Г. Ярон: «Огромным мастером показал себя Г. Столяров в нашем жанре. Ведь дирижеру оперетты мало быть хорошим музыкантом: он должен быть человеком театра, быть блестящим аккомпаниатором, считающимся с тем, что в оперетте актер ведет сцену, разговаривая и продолжая ее на пении; дирижер у нас должен сопровождать не только пение, но и танцы; он должен предельно владеть спецификой жанра. Работая в театре оперетты, Столяров всей душой был увлечен пьесой, действием на сцене и чутко передавал ситуацию либретто красками и нюансами оркестра... Григорий Арнольдович чудесно слышал оркестр, тонко учитывая певческие возможности того или иного артиста. Руководя оркестром, он не боялся ярких эффектов, столь необходимых в нашем жанре. Столяров великолепно чувствовал классику (Штрауса, Легара, Кальмана) и вместе с тем сыграл большую роль в дальнейшем развитии, советской оперетты. Ведь именно он первым дирижировал опереттами Д. Кабалевского, Д. Шостаковича, Т. Хренникова, К. Хачатуряна, несколькими опереттами Ю. Милютина и других наших композиторов. В постановки советских оперетт он вкладывал весь свой темперамент, огромный опыт и знания».

Лит.: Г. Ярон. Г. А. Столяров. «МЖ» 1963, № 22; А. Руссовский. «70 и 50». К юбилею Г. А. Столярова. «СМ», 1963, № 4.

Л. Григорьев, Я. Платек

Дата рождения

1892

Дата смерти

1963

Профессия

дирижёр

Страна

СССР

просмотры: 4773
добавлено: 13.04.2011

реклама

вам может быть интересно

Исаак Стерн Инструменталисты
Агнес де Милль Танцовщики

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

1892

Дата смерти

1963

Профессия

дирижёр

Страна

СССР

просмотры: 4773
добавлено: 13.04.2011