
Столяров Григорий Арнольдович (8 (20) III 1892, Одесса — 14 IX 1963, Москва) — советский дирижёр, педагог. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1947).
В 1915 окончил Петроградскую консерваторию, занимался у Л. С. Ауэра (скрипка), H. H. Черепнина (дирижирование), А. К. Глазунова (инструментовка). Был участником струнного квартета (под руководством Ауэра) Петербургского отделения РМО. Дирижёрскую деятельность начал в петроградском театре «Ренессанс» (1915–17), затем был главным дирижёром Одесского театра оперы и балета (1920–29), моcковского Музыкального театра им. Вл. И. Немировича-Данченко (1930–38), Оперной студии им. С. Т. Шацкого при Московской консерватории (1937–39), Казахского театра оперы и балета (1945- 1948), с 1948 работал на Всесоюзном радио.
В 1954 стал главным дирижёром Московского театра оперетты. Осуществил первые в Москве постановки опер «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (1934), «Тихий Дон» (1936) и оперетты «Москва, Черёмушки» Шостаковича (1959). В театральном репертуаре Столярова наряду с классикой («Травиата», «Чио-Чио-сан»; «Летучая мышь» Штрауса, «Принцесса цирка» Кальмана и др.) важное место занимала советская музыка (в т. ч. оперетты «Белая акация» Дунаевского, «Поцелуй Чаниты», «Фонари-фонарики», «Цирк зажигает огни» Милютина, «Сто чертей и одна девушка» Хренникова, «Весна поёт» Кабалевского).
Выступал как симфонический дирижёр. Отличался тонким чувством стиля, добивался высокой слаженности ансамбля, его исполнению была присуща колористическая яркость. В 1923–29 ректор Одесской консерватории, в дальнейшем профессор Московской (1934–43) и Алма-Атинской (1945–1948) консерваторий, Института военных дирижёров (1948–53).
Литература: Руссовский A., 70 и 50. К юбилею Г. А. Столярова, «СМ», 1963, No 4; Ярон Г., Г. А. Столяров, «МЖ», 1963, No 22; Современные дирижеры, сост. Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969.
M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Годы учения Столярова прошли в Петербургской консерватории. Он закончил ее в 1915 году по классам скрипки Л. Ауэра, дирижирования Н. Черепнина и инструментовки А. Глазунова. Дирижерский дебют молодого музыканта состоялся еще в студенческие годы — под его управлением консерваторский оркестр сыграл элегию «Памяти героя» Глазунова. После окончания консерватории Столяров был участником Квартета имени Л. Ауэра (впоследствии «Петроградского»).
В первые же годы Советской власти Столяров принимает энергичное участие в строительстве народной культуры. С 1919 года он работает в Одессе, дирижирует в Театре оперы и балета, преподает в консерватории, являясь ее ректором с 1923 по 1929 год. В одном из писем к Столярову Д. Ойстрах писал: «В своем сердце я всегда храню глубокую благодарность к Вам — ректору Одесской консерватории, в которой я учился и руководил студенческим симфоническим оркестром, в котором я познавал основы музыкальной культуры и приобщался к трудовой дисциплине».
Приглашение В. И. Немировича-Данченко открывает новый этап творческой деятельности музыканта. Известный режиссер доверил Столярову музыкальное руководство театром, который сейчас носит имена К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (1929). Под его управлением в Москве впервые прозвучали «Леди Макбет Мценекого уезда» Д. Шостаковича, «Тихий Дон» И. Дзержинского. Одновременно Столяров выступает в симфонических концертах, с 1934 года становится профессором Московской консерватории, преподает в Институте военных дирижеров. Во время Великой Отечественной войны Столяров выполнял обязанности директора Московской консерватории, а с 1947 года работал на Всесоюзном радио.
Последнее десятилетие творческой жизни отдано Московскому театру оперетты, главным дирижером которого он стал в 1954 году. Этот жанр давно привлекал Столярова. В молодые годы он иногда играл в оркестре Петроградской оперетты, а став директором Московской консерватории, выдвинул предложение об организации при оперном классе отделения оперетты.
Высоко ценил деятельность Столярова такой знаток оперетты, как Г. Ярон: «Огромным мастером показал себя Г. Столяров в нашем жанре. Ведь дирижеру оперетты мало быть хорошим музыкантом: он должен быть человеком театра, быть блестящим аккомпаниатором, считающимся с тем, что в оперетте актер ведет сцену, разговаривая и продолжая ее на пении; дирижер у нас должен сопровождать не только пение, но и танцы; он должен предельно владеть спецификой жанра. Работая в театре оперетты, Столяров всей душой был увлечен пьесой, действием на сцене и чутко передавал ситуацию либретто красками и нюансами оркестра...
Григорий Арнольдович чудесно слышал оркестр, тонко учитывая певческие возможности того или иного артиста. Руководя оркестром, он не боялся ярких эффектов, столь необходимых в нашем жанре. Столяров великолепно чувствовал классику (Штрауса, Легара, Кальмана) и вместе с тем сыграл большую роль в дальнейшем развитии, советской оперетты. Ведь именно он первым дирижировал опереттами Д. Кабалевского, Д. Шостаковича, Т. Хренникова, К. Хачатуряна, несколькими опереттами Ю. Милютина и других наших композиторов. В постановки советских оперетт он вкладывал весь свой темперамент, огромный опыт и знания».
Литература: Г. Ярон. Г. А. Столяров. «МЖ» 1963, № 22; А. Руссовский. «70 и 50». К юбилею Г. А. Столярова. «СМ», 1963, № 4.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.