Отмар Суитнер

Дата рождения
15.05.1922
Дата смерти
08.01.2010
Профессия
Страна
Австрия
Отмар Суитнер

Суитнер (Зуитнeр), Отмар (нем. Otmar Suitner; 16 V 1922, Инсбрук — 8 I 2010, Берлин) — австрийский дирижёр.

Учился в консерватории Инсбрука по классу фортепиано у Ф. Вайдлиха; продолжал образование в Зальцбурге в Академии музыки и сценического искусства «Моцартеум» у Ф. Ледвинки (фортепиано) и К. Крауса (дирижирование). Гастролировал как пианист (1942–44) в Вене, Риме, Мюнхене, городах Швейцарии. В 1957–60 главный дирижёр Пфальцского оркестра. В 1960–64 руководитель Дрезденской государственной капеллы и оркестра Дрезденской государственной оперы. С 1964 1-й дирижёр Немецкой государственной оперы в Берлине (ГДР).

Известен прежде всего как интерпретатор произведений венской классической школы. Гастролировал как дирижёр в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, а также в городах Греции и Италии. С Дрезденской государственной капеллой принимал участие в фестивалях «Пражская весна», в 1963 совершил концертное турне по Советскому Союзу.

О. Т. Леонтьева
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Сын тирольца и итальянки, австриец по рождению, Отмар Суитнер — продолжатель венской дирижерской традиции. Музыкальное образование он получил сначала в консерватории своего родного города Инсбрука как пианист, а затем в зальцбургском «Моцартеуме», где кроме фортепиано занимался еще и дирижированием под руководством столь блестящего артиста, как Клеменс Краус. Учитель стал для него образцом, эталоном, к которому он затем стремился в самостоятельной дирижерской деятельности, начавшейся в 1942 году в провинциальном театре Инсбрука.

Суитнеру довелось там разучивать «Кавалера роз» Рихарда Штрауса в присутствии самого автора. В те годы он, однако, в основном выступает как пианист, давая концерты в ряде городов Австрии, Германии, Италии и Швейцарии. Но сразу же после окончания войны артист всецело отдается дирижированию. Молодой музыкант руководит оркестрами в маленьких городах — Ремшейде, Людвигсхафене (1957—1960), гастролирует в Вене, а также в крупных центрах ФРГ, Италии, Греции.

Все это предыстория дирижерской карьеры Суитнера. Но настоящая его известность началась в 1960 году, после того как артист был приглашен в Германскую Демократическую Республику. Именно здесь, возглавляя замечательные музыкальные коллективы, Суитнер выдвинулся в первые ряды европейских дирижеров.

В 1960—1964 годах Суитнер стоял во главе Дрезденской оперы и оркестра Государственной капеллы. За эти годы он осуществил много новых постановок, дирижировал десятками концертов, совершил с оркестром две большие гастрольные поездки — на «Пражскую весну» (1961) и в СССР (1963). Артист стал подлинным любимцем дрезденской публики, знакомой со многими корифеями дирижерского искусства.

С 1964 года Отмар Суитнер возглавляет первый театр Германии — Немецкую государственную оперу в столице ГДР — Берлине. Здесь его яркий талант раскрылся в полной мере. Новые премьеры, записи на пластинки, а вместе с тем и новые гастроли в крупнейших музыкальных центрах Европы приносят Суитнеру все более широкое признание. «В его лице Немецкая государственная опера обрела авторитетного и талантливого руководителя, который придал спектаклям и концертам театра новый блеск, принес свежую струю в его репертуар и обогатил его художественный облик», — писал один из немецких критиков.

Моцарт, Вагнер, Рихард Штраус — вот основа репертуара артиста. С произведениями этих композиторов связаны его высшие творческие достижения. На дрезденской и берлинской сценах им поставлены «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Летучий голландец», «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин», «Кавалер роз», «Электра», «Арабелла», «Каприччио». Суитнер удостоен чести регулярно, начиная с 1964 года, участвовать в Байрёйтских фестивалях, где он дирижировал «Тангейзером», «Летучим голландцем» и «Кольцом нибелунга». Если добавить к этому, что в его репертуаре за последние годы появились «Фиделио» и «Волшебный стрелок», «Тоска» и «Проданная невеста», а также разнообразные симфонические произведения, то станут понятны широта и направление творческих интересов артиста.

Несомненной удачей дирижера признала критика и его первое обращение к современному произведению: недавно на сцене Немецкой государственной оперы им поставлена опера «Пунтила» П. Дессау. Суитнеру принадлежит также несколько записей на пластинки оперных произведений с участием выдающихся европейских певцов — «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Севильский цирюльник», «Проданная невеста», «Саломея».

«Суитнер еще слишком молод, чтобы считать его развитие в какой-то мере завершенным,— писал в 1967 году немецкий критик Э. Краузе. — Но и сейчас ясно, что это сознательно-современный художник, который видит и воплощает наше время всем своим творческим существом. При этом отпадает всякая необходимость сравнивать его с дирижерами других поколений, когда речь идет о передаче музыки прошлого. Тут он обнаруживает буквально аналитический слух, чувство формы, напряженной динамики драматургии. Поза и пафос ему совершенно чужды. Ясность формы пластично высвечивается им, линии партитуры вычерчиваются с кажущейся бесконечной шкалой динамических градаций. Одухотворенный звук является обязательным фундаментом такой трактовки, которая передается оркестру короткими, лаконичными, но выразительными жестами. Суитнер руководит, ведет, направляет, но поистине никогда не бывает деспотом за дирижерским пультом. И звук живет...»

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама