Сабо, Ференц (венг. Szabó Ferenc; 27 XII 1902, Будапешт — 4 XI 1969, там же) — венгерский композитор. Народный артист ВНР (1962).
Сын рабочего. Учился композиции у Л. Вейнера и З. Кодая в Высшей музыкальной школе им. Ф. Листа. Дебютировал в 1926 камерно-инструментальными сочинениями, в которых ощутимы опора на венгерские народные интонации (без прямого цитирования) и использование современных средств выразительности. Вступив в нелегальную венгерскую компартию (1927), стал руководителем рабочего хорового кружка; писал массовые песни и хоры (в т. ч. «Песня волков» на сл. Ш. Петёфи, 1929). В 1932–45 жил в СССР в качестве политэмигранта. В 1933–35 был председателем Международного музыкального бюро. С 1945 работал в Венгрии. Преподавал композицию в Высшей музыкальной школе им. Ф. Листа (в 1957–65 директор).
В произведениях 30 — начала 40-х гг. нашли отражение темы социалистического строительства и антифашистской борьбы, претворены интонации русского музыкального фольклора и массовых песен советских композиторов; наиболее известны из его сочинений советского периода — «Песня о Ворошилове» (сл. Т. С. Сикорской, 1932), «Бей, барабан, тревогу» (сл. А. Гидаша, 1933), «Песня о Павлике Морозове» (сл. С. В. Михалкова), «Песня о Матросове» (сл. А. И. Безыменского, 1944) и др.; написал также «Молдавскую рапсодию» для оркестра (на народные темы, 1940). Сабо принадлежат обработки революционных венгерских, немецких и английских песен.
После 1945 в ВНР им созданы: программный одночастный концерт для оркестра «Возвращение», оркестровая сюита «Гусятник Мати» (по музыке к одноименному фильму), симфония «Напоминание», оратория «Восстало море», кантата «Исповедь», посвящена 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции.
Произведениям Сабо свойственна суровая патетика, мужественная лирика; они отличаются красочной изобразительностью, ясностью и лаконичностью формы. При утончённости композиторской техники, его сочинения характеризуются простотой и доходчивостью музыкального языка, всегда связанного с народными истоками; в ряде произведений использованы ритмоинтонации вербункоша, которым Сабо придаёт героическое звучание.
Сочинения:
опера — Будь честен до самой смерти (Lйgy jу mindhalбlig, 1975, Будапешт); кантаты — Ленин умер (сл. А. Комьят, рус. пер. Д. Усова, 1933), Исповедь (Vallomas, на сл. Петёфи, 1967); симфоническая поэма Отчет (Szamadas, 1949), Трилогия (Гусятник Мати — Ludas Matyi, сюита в 7 частях, 1950, переработана в балет, 1960; симфония Напоминание — Memento, 1952; оратория Восстало море — Fцltamadott a tenger, сл. Петёфи, 1959); Лирическая сюита (Lirai szvit, для струн. орк., 1936); камерно-инструментальные ансамбли — струнное трио (1927), струнные квартеты (1926, 1962), для фортепиано — 3 сонаты (1961), пьесы для детей, соната для виолончели и фортепиано, 2 сонаты для скрипки соло; хоры a cappella — 7 ноября (сл. Комьят, 1932) Колхозная сюита (сл. Гидаша, 1936), 3 хора на сл. Йожефа (1948); песни.
Литература: Xубов Г., «Колхозная сюита» Сабо. Заметки о лирике, «СМ», 1934, No 11; Пернье А., Певец венгерского пролетариата, там же, 1965, No 7; Музыка и время. Мысли о современной музыке, сост. Г. М. Шнеерсон, М., 1970; Rеrnуе A., Szabó Ferenc, Bdpst, 1965, Marуthy J., Zene, forradalom, szociahzmus. Szabó Ferenc utja, Bdpst, 1975.
П. Ф. Вейс
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
