Эдгар Оттович Тонс

Дата рождения
17.01.1917
Дата смерти
08.05.1967
Профессия
Страна
СССР
Эдгар Оттович Тонс

Тонс Эдгар Оттович (4 (17) I 1917, Петроград — 8 V 1967, Рига) — латышский советский дирижёр. Народный артист Латвийской ССР (1962).

В 1943 окончил Латвийскую консерваторию по классу контрабаса (играл в различных оркестрах), в 1950 — её дирижёрский факультет (занимался у П. Барисона и Л. Э. Вигнера). Дирижёрскую деятельность начал ещё в годы учёбы, сначала в рижском Театре музыкальной комедии, затем (с 1947) в Латвийском театре оперы и балета (был ассистентом Вигнера). В начале 50-х гг. стажировался в Ленинградском театре оперы и балета под руководством Б. Э. Хайкина (первая самостоятельная постановка — опера «Дубровский»).

С 1954 главный дирижёр Латвийского театра оперы и балета. В репертуаре Тонса было около 40 крупных сценических произведений, в т. ч. многие оперы и балеты русских классиков и современных зарубежных авторов. Под его руководством были поставлены оперы «Тангейзер» (1956), «Саломея» (1959), «Война и мир» (1961), «Валькирия» (1963), «Катерина Измайлова» (1963); «Питер Граймс» Бриттена (1964). Дирижировал балетами «Ромео и Джульетта»; «Сакта свободы» Скулте и др.

Видный интерпретатор творчества латышских композиторов, Тонс осуществил постановки опер «Банюта» А. Калниня, «Огонь и ночь» Я. Мединя, «К новому берегу», «Зелёная мельница», «Опера нищих» М. Зариня. В 1956 поставил на сцене Ленинградского театра оперы и балета оперу «Ласло Хуньяди» Эркеля.

В 1963–66 одновременно с работой в театре Тонс руководил симфоническим оркестром Латвийского радио и телевидения. Его привлекали масштабные вокально-симфонические произведения, в их числе: «Мессия» Генделя, 9-я симфония Бетховена, оратория «Осуждение Фауста» Берлиоза, «Реквием» Верди, опера-оратория «Царь Эдип» Стравинского, оратории «Иван Грозный» на музыку Прокофьева, «Махагони» Зариня. Под управлением Тонса были впервые исполнены многие сочинения латышских композиторов. Выступал с концертами в городах Советского Союза, в 1966 — в Польше. В 1952–61 преподавал (класс оперно-симфонического дирижирования) в Латвийской консерватории. Государственная премия Латвийской ССР (1965).

Литература: Современные дирижёры, сост. Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969; Эдгар Тонс. Воспоминания. Статьи. Материалы, сост. А. Кенигсберг и В. Крастинь, М., 1974.

Е. Э. Торган
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Значительные успехи, достигнутые за последние годы Академическим театром оперы и балета Латвийской ССР, справедливо связывают с именем Тонса. Благодаря его энергии и целеустремленности этот театр порадовал любителей музыки многими интересными постановками.

Тонс родился в Ленинграде. Однако как музыкант он сформировался в Латвии. В столице республики он окончил консерваторию по классу контрабаса, играл в разных оркестрах под руководством Г. Абендрота, Э. Клайбера, Л. Блеха. Накопив опыт, он в 1945 году вновь поступил в Латвийскую консерваторию и через пять лет завершил свое образование как симфонический дирижер под руководством профессоров П. Барисона и Л. Вигнера. Уже в годы учения Тонс приступил к практической дирижерской деятельности. Сперва он работал в рижском Театре музыкальной комедии, где вел «Фиалку Монмартра», «Периколу», «Свадьбу в Малиновке», а затем в Театре оперы и балета — ассистентом Л. Вигнера в спектаклях «Фауст», «Кащей Бессмертный», «Иоланта», «Дон Паскуале», «Юность», «Аленький цветочек».

После конкурса молодых дирижеров, организованного в Москве (Большой театр, 1950), Тонс был направлен на стажировку в Театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Здесь его руководителем стал Б. Хайкин. В Ленинграде Тонс дирижировал «Борисом Годуновым», «Псковитянкой», «Евгением Онегиным, «Пиковой дамой», «Семьей Тараса», осуществил первую самостоятельную постановку — оперу «Дубровский».

Пройдя великолепную школу, Тонс в 1953 году занял пост главного дирижера Театра оперы и балета Латвийской ССР. Заражая артистов своим энтузиазмом, он стремился к обновлению репертуара. Так на рижской сцене появляются постановки оперных произведений, давно не шедших в Советском Союзе, а также образцы современной музыки: «Тангейзер» и «Валькирия» Вагнера, «Саломея» Р. Штрауса, «Война и мир» С. Прокофьева, «Питер Граймс» Б. Бриттена.

Одним из первых в наши дни обратился дирижер к «Катерине Измайловой» Д. Шостаковича. В то же время под управлением Тонса шли многие оперы и балеты русских классиков. В репертуаре музыканта было около сорока крупных сценических произведений. Он являлся также отличным интерпретатором творчества латышских композиторов («Банюта» А. Калныня, «Огонь и ночь» Я. Медыня, «К новому берегу», «Зеленая мельница, «Опера нищих» М. Зариня). Тонс не порывал и связи, установившиеся у него с Кировским театром. В 1956 году он поставил на ленинградской сцене оперу ф. Эркеля «Ласло Хуньяди».

Не менее напряженна была деятельность Тонса — симфонического дирижера. Одно время (1963—1966) он совмещал театральную работу с обязанностями руководителя оркестра Латвийского радио и телевидения. И на концертной эстраде его привлекали прежде всего масштабные драматические полотна. Среди них — «Мессия» Генделя, Девятая симфония Бетховена, «Осуждение Фауста» Берлиоза, «Реквием» Верди, «Царь Эдип» Стравинского, «Иван Грозный» Прокофьева, «Махагони» М. Зариня. На творческом счету Тонса также первые исполнения многих сочинений композиторов республики — М. Зариня, Я. Иванова, Р. Гринблата, Г. Рамана и других.

Тонс постоянно выступал с концертами в Москве, Ленинграде и других городах страны. В 1966 году он гастролировал в Польше с программами из произведений Чайковского и Шостаковича.

Плодотворной была работа Тонса в качестве руководителя класса симфонического дирижирования в Латвийской консерватории (1958—1963).

Литература: Э. Иоффе. Эдгар Тонc. «СМ», 1965, № 7.

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

Дину Липатти Пианисты

рекомендуем

смотрите также

Реклама