Тонс, Эдгар
Народный артист Латвийской ССР (1962), Государственная премия Латвийской ССР (1965). Значительные успехи, достигнутые за последние годы Академическим театром оперы и балета Латвийской ССР, справедливо связывают с именем Тонса. Благодаря его энергии и целеустремленности этот театр порадовал любителей музыки многими интересными постановками.
Тонс родился в Ленинграде. Однако как музыкант он сформировался в Латвии. В столице республики он окончил консерваторию по классу контрабаса, играл в разных оркестрах под руководством Г. Абендрота, Э. Клайбера, Л. Блеха. Накопив опыт, он в 1945 году вновь поступил в Латвийскую консерваторию и через пять лет завершил свое образование как симфонический дирижер под руководством профессоров П. Барисона и Л. Вигнера. Уже в годы учения Тонс приступил к практической дирижерской деятельности. Сперва он работал в рижском Театре музыкальной комедии, где вел «Фиалку Монмартра», «Периколу», «Свадьбу в Малиновке», а затем в Театре оперы и балета — ассистентом Л. Вигнера в спектаклях «Фауст», «Кащей Бессмертный», «Иоланта», «Дон Паскуале», «Юность», «Аленький цветочек».
После конкурса молодых дирижеров, организованного в Москве (Большой театр, 1950), Тонс был направлен на стажировку в Театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Здесь его руководителем стал Б. Хайкин. В Ленинграде Тонс дирижировал «Борисом Годуновым», «Псковитянкой», «Евгением Онегиным, «Пиковой дамой», «Семьей Тараса», осуществил первую самостоятельную постановку — оперу «Дубровский».
Пройдя великолепную школу, Тонс в 1953 году занял пост главного дирижера Театра оперы и балета Латвийской ССР. Заражая артистов своим энтузиазмом, он стремился к обновлению репертуара. Так на рижской сцене появляются постановки оперных произведений, давно не шедших в Советском Союзе, а также образцы современной музыки: «Тангейзер» и «Валькирия» Вагнера, «Саломея» Р. Штрауса, «Война и мир» С. Прокофьева, «Питер Граймс» Б. Бриттена. Одним из первых в наши дни обратился дирижер к «Катерине Измайловой» Д. Шостаковича. В то же время под управлением Тонса шли многие оперы и балеты русских классиков. В репертуаре музыканта было около сорока крупных сценических произведений. Он являлся также отличным интерпретатором творчества латышских композиторов («Банюта» А. Калныня, «Огонь и ночь» Я. Медыня, «К новому берегу», «Зеленая мельница, «Опера нищих» М. Зариня). Тонс не порывал и связи, установившиеся у него с Кировским театром. В 1956 году он поставил на ленинградской сцене оперу ф. Эркеля «Ласло Хуньяди».
Не менее напряженна была деятельность Тонса — симфонического дирижера. Одно время (1963—1966) он совмещал театральную работу с обязанностями руководителя оркестра Латвийского радио и телевидения. И на концертной эстраде его привлекали прежде всего масштабные драматические полотна. Среди них — «Мессия» Генделя, Девятая симфония Бетховена, «Осуждение Фауста» Берлиоза, «Реквием» Верди, «Царь Эдип» Стравинского, «Иван Грозный» Прокофьева, «Махагони» М. Зариня. На творческом счету Тонса также первые исполнения многих сочинений композиторов республики — М. Зариня, Я. Иванова, Р. Гринблата, Г. Рамана и других.
Тонс постоянно выступал с концертами в Москве, Ленинграде и других городах страны. В 1966 году он гастролировал в Польше с программами из произведений Чайковского и Шостаковича.
Плодотворной была работа Тонса в качестве руководителя класса симфонического дирижирования в Латвийской консерватории (1958—1963).
Лит.: Э. Иоффе. Эдгар Тонc. «СМ», 1965, № 7.
Л. Григорьев, Я. Платек