Эдгар Оттович Тонс

Тонс, Эдгар

Дата рождения
1917
Дата смерти
1967
Профессия
Страна
СССР

Народный артист Латвийской ССР (1962), Государственная премия Латвийской ССР (1965). Значительные успехи, достигнутые за последние годы Академическим театром оперы и балета Латвийской ССР, справедливо связывают с именем Тонса. Благодаря его энергии и целеустремленности этот театр порадовал любителей музыки многими интересными постановками.

Тонс родился в Ленинграде. Однако как музыкант он сформировался в Латвии. В столице республики он окончил консерваторию по классу контрабаса, играл в разных оркестрах под руководством Г. Абендрота, Э. Клайбера, Л. Блеха. Накопив опыт, он в 1945 году вновь поступил в Латвийскую консерваторию и через пять лет завершил свое образование как симфонический дирижер под руководством профессоров П. Барисона и Л. Вигнера. Уже в годы учения Тонс приступил к практической дирижерской деятельности. Сперва он работал в рижском Театре музыкальной комедии, где вел «Фиалку Монмартра», «Периколу», «Свадьбу в Малиновке», а затем в Театре оперы и балета — ассистентом Л. Вигнера в спектаклях «Фауст», «Кащей Бессмертный», «Иоланта», «Дон Паскуале», «Юность», «Аленький цветочек».

После конкурса молодых дирижеров, организованного в Москве (Большой театр, 1950), Тонс был направлен на стажировку в Театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Здесь его руководителем стал Б. Хайкин. В Ленинграде Тонс дирижировал «Борисом Годуновым», «Псковитянкой», «Евгением Онегиным, «Пиковой дамой», «Семьей Тараса», осуществил первую самостоятельную постановку — оперу «Дубровский».

Пройдя великолепную школу, Тонс в 1953 году занял пост главного дирижера Театра оперы и балета Латвийской ССР. Заражая артистов своим энтузиазмом, он стремился к обновлению репертуара. Так на рижской сцене появляются постановки оперных произведений, давно не шедших в Советском Союзе, а также образцы современной музыки: «Тангейзер» и «Валькирия» Вагнера, «Саломея» Р. Штрауса, «Война и мир» С. Прокофьева, «Питер Граймс» Б. Бриттена. Одним из первых в наши дни обратился дирижер к «Катерине Измайловой» Д. Шостаковича. В то же время под управлением Тонса шли многие оперы и балеты русских классиков. В репертуаре музыканта было около сорока крупных сценических произведений. Он являлся также отличным интерпретатором творчества латышских композиторов («Банюта» А. Калныня, «Огонь и ночь» Я. Медыня, «К новому берегу», «Зеленая мельница, «Опера нищих» М. Зариня). Тонс не порывал и связи, установившиеся у него с Кировским театром. В 1956 году он поставил на ленинградской сцене оперу ф. Эркеля «Ласло Хуньяди».

Не менее напряженна была деятельность Тонса — симфонического дирижера. Одно время (1963—1966) он совмещал театральную работу с обязанностями руководителя оркестра Латвийского радио и телевидения. И на концертной эстраде его привлекали прежде всего масштабные драматические полотна. Среди них — «Мессия» Генделя, Девятая симфония Бетховена, «Осуждение Фауста» Берлиоза, «Реквием» Верди, «Царь Эдип» Стравинского, «Иван Грозный» Прокофьева, «Махагони» М. Зариня. На творческом счету Тонса также первые исполнения многих сочинений композиторов республики — М. Зариня, Я. Иванова, Р. Гринблата, Г. Рамана и других.

Тонс постоянно выступал с концертами в Москве, Ленинграде и других городах страны. В 1966 году он гастролировал в Польше с программами из произведений Чайковского и Шостаковича.

Плодотворной была работа Тонса в качестве руководителя класса симфонического дирижирования в Латвийской консерватории (1958—1963).

Лит.: Э. Иоффе. Эдгар Тонc. «СМ», 1965, № 7.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама