|

Франческо Паоло Тости

Francesco Paolo Tosti

Дата рождения
09.04.1846
Дата смерти
02.12.1916
Профессия
Страна
Италия
Автор

Итальянский композитор Франческо Паоло Тости – предмет давней, пожалуй, уже вечной любви как певцов, так и меломанов. Программа сольного концерта звезды редко обходится без Marechiare или L’alba separa dalla luce l’ombra, исполнение романса Тости на «бис» гарантирует восторженный рев публики, а о дисках и говорить нечего. Вокальные произведения мастера записывали все без исключения выдающиеся певцы.

Не то с музыкальной критикой. Между двумя мировыми войнами два «гуру» итальянского музыковедения Андреа Делла Корте и Гвидо Паннэн опубликовали книгу История музыки, в которой из всей воистину необъятной продукции Тости (в последние годы издательство Рикорди опубликовало полное собрание романсов для голоса и фортепиано в четырнадцати (!) томах) весьма решительно спасли от забвения только одну песню, уже упомянутую нами Marechiare. Примеру мэтров последовали менее знаменитые коллеги: ко всем авторам салонной музыки, сочинителям романсов и песен откровенно высказывалось пренебрежение, если не презрение. Все они были забыты.

Все, кроме Тости. Из аристократических салонов его мелодии плавно перешли в концертные залы. С большим опозданием о композиторе из Абруццо заговорила и серьезная критика: в 1982-ом году в его родном городке Ортона (провинция Кьети) был основал Национальный Институт Тости, занимающийся изучением его наследия.

Франческо Паоло Тости родился 9 апреля 1846-ого года. В Ортоне существовала старинная капелла при кафедральном соборе Сан-Томмазо. Именно там Тости начал учиться музыке. В 1858-ом году, десяти лет отроду, он получил королевскую стипендию Бурбонов, что позволило ему продолжать образование в знаменитой конверватории Сан-Пьетро-а-Майелла в Неаполе. Его учителями по композиции были выдающиеся мастера своего времени: Карло Конти и Саверио Меркаданте. Характерной фигурой консерваторской жизни были тогда «маэстрино» - студенты, преуспевшие в музыкальной науке, которым доверялось обучение младших. Франческо Паоло Тости был одним из них. В 1866-ом году он получил диплом скрипача и вернулся в родную Ортону, где занял место музыкального руководителя капеллы.

В 1870-ом году Тости прибыл в Рим, где знакомство с композитором Джованни Сгамбати открыло ему двери музыкальных и аристократических салонов. В столице новой, объединенной Италии Тости быстро завоевал известность в качестве автора изысканных салонных романсов, которые он часто пел, аккомпанируя себе на фортепиано, и преподавателя пения. Успеху маэстро покоряется и королевская семья. Тости становится придворным учителем пения принцессы Маргариты Савойской, будущей королевы Италии.

В 1873-ем году начинается его сотрудничество с издательством Рикорди, которое в дальнейшем опубликует почти все произведения Тости; двумя годами позже Маэстро впервые посещает Англию, где его хорошо знают не только благодаря музыке, но и искусству преподавателя. С 1875-ого года Тости ежегодно выступает здесь с концертами, а в 1880-ом году окончательно переезжает в Лондон. Ему доверено ни много ни мало как вокальное образование двух дочерей королевы Виктории Мэри и Беатрикс, а также герцогинь Тэкской и Олбенской. Он также с успехом выполяет обязанности организатора придворных музыкальных вечеров: в дневниках королевы содержится немало похвал итальянскому маэстро, как в этом качестве, так и в качестве певца.

В конце 1880-ых годов Тости едва перешагнул порог сорокалетия, а его слава воистину не знает границ. Каждый опубликованный романс мгновенно завоевывает успех. «Лондонец» из Абруццо не забывает о родной земле: часто наведывается в Рим, Милан, Неаполь, а также во Франкавиллу, городок в провинции Кьети. Его дом во Франкавилле посещают Габриэле Д’Аннунцио, Матильде Серао, Элеонора Дузе.

В Лондоне же он становится «покровителем» соотечественников, которые стремятся проникнуть в английскую музыкальную среду: среди них Пьетро Масканьи, Руджеро Леонкавалло, Джакомо Пуччини.

С 1894-ого года Тости – профессор Лондонской Королевской Музыкальной Академии. В 1908-ом году «Дом Рикорди» отмечает столетие со дня основания, и композицией, завершающей под номером 112 446 столетие деятельности славного миланского издательства, становятся «Песни Амаранты» - четыре романса Тости на стихи Д’Аннунцио. В этом же году король Эдуард VII дарует Тости титул баронета.

В 1912-ом году Маэстро возвращается на родину, в римском отеле «Эксцельсиор» проходят последние годы его жизни. Франческо Паоло Тости умер в Риме 2-ого декабря 1916-ого года.

Сказать о Тости только как об авторе незабываемых, поистине волшебных мелодий, раз и навсегда проникающих в сердце слушателя – значит воздать ему только одну из по прaву завоеванных им почестей. Композитору были свойственны проницательный ум и абсолютно четкое осознание своих возможностей. Он не писал опер, ограничившись сферой камерного вокального искусства. Зато как автор песен и романсов оказался незабываемым. Они и принесли ему мировую славу. Музыка Тости отмечена ярким национальным своеобразием, выразительной простотой, благородством и элегантностью стиля. Она хранит в себе особенности атмосферы неаполитанской песни, свойственную ей глубокую меланхолию. Помимо несказанного мелодического очарования, произведения Тости отличают безупречное знание возможностей человеческого голоса, естественность, изящество, удивительное равновесие музыки и слова, изысканный вкус в выборе поэтических текстов. Многие романсы созданы им в сотрудничестве с известными итальянскими поэтами, Тости также писал песни на французские и английские тексты. Иные композиторы, его современники, отличались лишь несколькими оригинальными произведениями и в дальнейшем повторяли самих себя, в то время как музыка Тости, автора четырнадцати томов романсов, остается на неизменно высоком уровне. Одна жемчужина следует за другой.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама