Моисей Вайнберг. Симфония No. 6

Композитор
Год создания
1963
Дата премьеры
12.11.1963
Жанр
Страна
СССР
Моисей Самуилович Вайнберг / Moisey Weinberg

Симфония № 6 ля-минор, Op. 79 для хора мальчиков и симфонического оркестра — сочинение Моисея Вайнберга (1962—1963).

Премьера Шестой симфонии состоялась в Москве 12 ноября 1963 года. Симфоническим оркестром Московской государственной филармонии и хором мальчиков Московского хорового училища дирижировал Кирилл Кондрашин.

Говоря о творчестве Моисея Самуиловича Вайнберга, дирижер Рудольф Баршай отмечал, что лучшие произведения композитора – те, в которых он обращается к еврейской поэзии. И это неудивительно, ведь по национальности Вайнберг был евреем, а о страданиях своего народа знал не понаслышке: во время Второй мировой войны его родители и сестра погибли в концлагере Травники, из которого ему самому удалось спастись бегством. Одним из произведений, отразивших печальную судьбу еврейского народа, стала Симфония № 6 Вайнберга.

К работе над Шестой симфонией Вайнберг приступил в 1962 г. Тогда же Дмитрий Шостакович работал над Симфонией № 13, композиторы были хорошо знакомы друг с другом и постоянно общались, и их произведения, создававшиеся параллельно, имеют немало общего: в одной из частей Тринадцатой симфонии («Бабий Яр») тоже затрагивается тема трагической судьбы еврейского народа, а главное – в обеих симфониях задействованы поэтическое слово и вокал.

Моисей Самуилович обратился к творчеству своих соплеменников – Льва Моисеевича Квитко, Самуила Залмановича Галкина, использовал он и стихи русского поэта Михаила Кузьмича Луконина. Вокальное начало представлено детским хором, поющим в трех из пяти частей симфонии – второй, четвертой и пятой. По природе своей это лирико-повествовательное произведение – это не столько описание драматических событий, сколько переживание их, и это придает симфонии особую трагичность. Через все произведение проходят два образа – дети (символ мира и нравственной чистоты) и скрипка (олицетворение творческого начала). Пять частей исполняются без перерыва, но в их последовании присутствуют черты традиционного симфонического цикла.

Первая часть – Allegro – имеет сонатную форму. Она заключает в себе три темы, которые станут лейтмотивами симфонии, появляясь во всех последующих частях. Одна из них – тема вступления, в ней метрическая свобода и речитативный склад сочетаются с «плачущими» секундовыми интонациями. Вторая сквозная тема – главная партия, хрупкая и печальная – в дальнейшем связывается с образом детей. Побочная партия перекликается с темой вступления – ей тоже присущи черты плача-причитания. Особой контрастности между темами экспозиции нет, этим обусловлена краткость разработки, насыщенной полифоническими приемами. В разработке появляется третья сквозная тема – пасторальный эпизод с интонациями, напоминающими птичьи трели. На репризу приходится кульминация, за которой следует постепенное истаивание.

Вторая часть – Allegretto («Скрипочка») – воплощает идею единства творчества (воплощенного в образе скрипки) и природы: тема скрипки постепенно зарождается из попевок, напоминающих голоса птиц. Подобная звукоизобразительность сохраняется на протяжении всей второй части, сочетаясь с напевной диатонической мелодией, простодушность которой подчеркнута звучанием детского хора, куплетно-вариационной формой и тонкостью инструментовки. Важную роль играет соло скрипки. Идилличность этого жанрового интермеццо нарушается вторжением темы эпизода из первой части, которая здесь меняет свой облик: ее исполняет труба и сопровождает барабан, и потому тема звучит предвестием надвигающейся катастрофы.

Катастрофа разражается в третьей части – Allegro molto. Музыкальный материал имеет танцевальную природу (в качестве главной партии использована молдавская народная мелодия), но он трактуется в драматическом преломлении, и потому скерцо приобретает характер зловещей пляски, живописующей разгул разрушительных сил. Форма третьей части совмещает черты рондо-сонаты и вариаций.

Четвертая часть – Largo («В красной глине вырыт ров») – трагическая кульминация симфонии. Детский хор повествует о самом чудовищном преступлении фашизма – расправе над детьми. В мелодии переплетаются черты колыбельной песни и плача. Кульминация (на словах «Детский плач во тьме ночей») отмечена появлением темы вступления из первой части. Главная партия первой части появляется в коде.

Пятая часть – Andantino («Спите, люди») – уравновешивает трагедийность предшествующих частей, живописуя мир после победы. Здесь нет ни торжества, ни ликования – финал исполнен просветленного умиротворения. Во вступлении вновь появляется соло скрипки. Оно сменяется светлой лирической темой, напоминающей колыбельную. В среднем разделе трехчастной формы звучание челесты в сочетании с трелями засурдиненных скрипок и арфой напоминает мерцание звезд. В коде приглушенно звучат все три лейтмотива симфонии – словно воспоминания.

Симфония № 6 Моисея Вайнберга впервые прозвучала в ноябре 1963 г. в Москве. Произведение высоко оценил Шостакович, признававшийся, что хотел бы поставить свое имя под этой симфонией.

реклама

вам может быть интересно

Богуслав Мартину. «Полевая месса» Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама