Ведель Артемий Лукьянович (1772, по другим данным, 1767, 1770 — 14 VII 1808) — украинский композитор и хоровой дирижёр.
Образование получил в Киевской духовной академии. Некоторое время занимался у итальянского композитора и дирижёра Дж. Сарти. Руководил хорами в Москве, Киеве. С 1796 возглавлял класс вокальной музыки Харьковского коллегиума и одновременно губернаторские хоры церковных певчих. Автор церковных хоровых концертов.
Лучшие произведения Веделя отличаются большой выразительностью и простотой мелодического стиля, эффектной хоровой звучностью. В некоторых сочинениях Веделя сказывается близость к украинской городской народной песне.
Литература: Аскоченский В., Киев с древнейшим его училищем Академией, ч. 2, Киев, 1856; Петрушевский В. Г., О личности и церковном музыкальном творчестве А. Л. Веделя. К истории Киево-Академического хора и к характеристике церковного пения в Киеве в конце XVIII века, «Труды Киевской духовной академии», Киев, 1901, No 7, с. 382–96; «Музыка и пение», 1902, NoNo 4–6; Боровик М., Про впливи народноi пicнi на мелодику А. Веделя, «Украiнське музикознавство», 6, Киiв, 1971; Кук В., Hoвi документальнi данi про життя А. Л. Веделя (Ведельского) у Xapкiвi, там же; Петрушевский В., До бioгрaфii А. Л. Веделя, там же.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Русский композитор и певец; родился в Киеве в 1770 г. Воспитание получил в Киевском духовном училище, пел в архиерейском хоре. Через несколько лет Ведель получил место регента этого хора, который и привел в образцовое состояние. Митрополит Самуил, вследствие просьбы московского генерал-губернатора Еропкина выслать ему знатока для устройства капеллы, указал на Веделя. После успешной музыкальной деятельности в Москве, Ведель, после смерти Еропкина, вернулся в Киев, а затем управлял церковным хором корпусного генерала Леванидова. Благодаря последнему Ведель получил чин капитана, что было большой редкостью для людей, вышедших из мещанского класса и занимавшихся исключительно музыкой.
В 1792 г. Ведель вышел в отставку и поступил послушником в Киево-Печерскую лавру. Монастырская братия радовалась новому сочлену, но Ведель вскоре скрылся из монастыря и начал странствовать по Полтавской, Харьковской и Черниговской губерниям. В то время в Малороссии происходили волнения. Заподозренный в составлении политической записки, Ведель, вернувшись в Киев, был арестован в лавре. Хотя ему удалось оправдаться, но за бродяжничество он был посажен в смирительный дом, где впал в меланхолию, которая его не покидала до самой смерти в 1806 г.
Обладая прекрасным тенором, Ведель, как певец, не имел соперников в Киеве. Он был также превосходным скрипачом.
В своих духовных композициях он верно передавал музыкою характер текста. Эти композиции отличаются выдержанностью дyxoвногo стиля. Все произведения Веделя хранятся в рукописи в Киевской духовной академии; из них укажем два концерта на два хора: «Проповедника веры» и «Господь пасет мя» (в них видно подражание Сарти) и десять 4-голосных концертов. Из мелких духовных произведений Веделя лучшее — трио «Покаяния отверзи ми двери».
О Веделе писали: В. Аскоченский («Киев с древнейшим его Училищем и Академиею», Киев, 1856), П. Д. Перепелицын («История музыки в России», СПб., 1886) и В. Зубковский (полная биография композитора в рукописи, хранящаяся в семействе Аскоченских).
H. Соловьев. Словарь Брокгауза и Ефрона
Ведель. Покаяния отверзи мне двери (Фёдор Шаляпин)