Вила Лобос остается одной из великих фигур современной ему музыки и величайшей гордостью страны, которая его породила.
П. Казальс
Бразильский композитор, дирижер, фольклорист, педагог и музыкально-общественный деятель Эйтор Вила Лобос принадлежит к числу крупнейших и самобытнейших композиторов XX в. «Вила Лобос создал национальную бразильскую музыку, он пробудил у современников страстный интерес к фольклору и заложил крепкий фундамент, на котором молодые бразильские композиторы должны были воздвигнуть величественный Храм», — пишет В. Мариз.
Первые музыкальные впечатления будущий композитор получил от отца, страстного меломана и неплохого виолончелиста-любителя. Он научил юного Эйтора нотной грамоте и игре на виолончели. Затем будущий композитор самостоятельно овладел несколькими оркестровыми инструментами С 16 лет Вила Лобос начал жизнь странствующего музыканта. Один или с группой бродячих артистов, с неизменной спутницей — гитарой, он путешествовал по стране, играл в ресторанах и кино, изучал народный быт, обычаи, собирал и записывал народные песни и наигрыши. Вот почему среди великого множества сочинений композитора значительное место занимают обработанные им народные песни и танцы.
Не имея возможности получить образование в музыкальном учебном заведении, не встречая поддержки своим музыкальным устремлениям в семье, Вила Лобос овладел основами профессионального композиторского мастерства главным образом благодаря огромному дарованию, упорству, целеустремленности, да еще недолгим занятиям с Ф. Брагой и Э. Освальдом.
Большую роль в жизни и творчестве Вила Лобоса сыграл Париж. Здесь с 1923 г он совершенствовался как композитор. Встречи с M Равелем, M де Фальей, С. Прокофьевым и другими видными музыкантами оказали определенное влияние на формирование творческой индивидуальности композитора. В 20-е гг. он много сочиняет, концертирует, обязательно выступая каждый сезон на родине как дирижер с исполнением собственных сочинений и произведений современных европейских композиторов.
Вила Лобос был крупнейшим музыкально-общественным деятелем Бразилии, всемерно способствовал развитию ее музыкальной культуры. С 1931 г. композитор стал правительственным уполномоченным по вопросам музыкального образования. Во многих городах страны он основал музыкальные школы и хоровые коллективы, разработал продуманную систему музыкального воспитания детей, в которой большое место было отведено хоровому пению. Позже Вила Лобос организовал Национальную консерваторию хорового пения (1942). По его же инициативе в 1945 г. в Рио-де-Жанейро была открыта Бразильская академия музыки, которую композитор возглавлял до конца своих дней. Вила Лобос внес существенный вклад в изучение музыкально-поэтического фольклора Бразилии, создав шеститомное «Практическое руководство для изучения фольклора», имеющее поистине энциклопедическое значение.
Композитор работал почти во всех музыкальных жанрах — от оперы до музыки для детей. В огромном наследии Вила Лобоса, насчитывающем свыше 1000 произведений, представлены симфонии (12), симфонические поэмы и сюиты, оперы, балеты, инструментальные концерты, квартеты (17), фортепианные пьесы, романсы и др. В своем творчестве он прошел через ряд увлечений и влияний, среди которых особенно сильным было воздействие импрессионизма. Однако лучшие сочинения композитора носят ярко выраженный национальный характер. В них обобщены типичные черты бразильского народного искусства: ладовые, гармонические, жанровые; часто основой его произведений становятся популярные народные песни и танцы.
Среди многих сочинений Вила Лобоса особого внимания заслуживают «14 Шоро» (1920-29) и цикл «Бразильские бахианы» (1930-44). «Шоро», по словам композитора, «представляет собой новую форму музыкальной композиции, синтезирующей различные типы бразильской, негритянской и индейской музыки, отражающей ритмическое и жанровое своеобразие народного искусства». Вила Лобос воплотил здесь не только форму народного музицирования, но и состав исполнителей. В сущности, «14 Шоро» — это своеобразная музыкальная картина Бразилии, в которой воссозданы типы народных песен и танцев, звучание народных инструментов.
Цикл «Бразильские бахианы» принадлежит к числу наиболее популярных произведений Вила Лобоса. Оригинальность замысла всех девяти сюит этого цикла, вдохновленного чувством преклонения перед гением И. С. Баха, заключается в том, что в нем нет стилизации музыки великого немецкого композитора. Это типичная бразильская музыка, одно из ярких проявлений национального стиля.
Произведения композитора еще при его жизни приобрели широкую популярность в Бразилии и за ее пределами. В наши дни на родине композитора систематически проходит конкурс, носящий его имя. Это музыкальное событие, становясь подлинным национальным праздником, привлекает музыкантов-исполнителей из многих стран мира.
И. Ветлицына
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.
Вила Лобос, Эйтор (порт. Heitor Villa-Lobos; 5 III 1887, Рио-де-Жанейро — 17 XI 1959, там же) — бразильский композитор, дирижёр, фольклорист, педагог, музыкально-общественный деятель.
В детстве не получил систематического музыкального образования. Впоследствии занимался у Ф. Браги, Э. Освальда. С 16 лет, путешествуя по стране, изучал быт народа, собирал и записывал бразильский музыкальный фольклор. Одно из ранних его сочинений — оркестровая сюита «Песни сертана» (1909), созданная под впечатлением бразильских сертанов (необжитые районы страны).
С 1923 Вила Лобос совершенствовался в Париже. Встречался с М. Равелем, М. де Фальей, С. С. Прокофьевым, композиторами «Шестёрки» и другими музыкантами, оказавшими влияние на его творчество. Он много писал, концертировал (ежегодно выезжал на родину, выступая как дирижёр с исполнением произведений современных европейских композиторов и собственных).
С 1931 Вила Лобос — правительственный уполномоченный по вопросам музыкального образования в Бразилии. Во многих городах Бразилии он основал музыкальные школы и хоровые коллективы. Разработал стройную систему музыкального воспитания детей (придавал большое значение хоровому пению, считая его фундаментом дальнейшего профессионального обучения). В 1942 организовал Национальную консерваторию хорового пения. В 1945 по его инициативе в Рио-де-Жанейро была открыта Бразильская академия музыки (был её бессменным президентом).
Вила Лобос вёл широкую концертную деятельность, дирижировал на родине, в странах Южной Америки, в Нью-Йорке, Бостоне, Лондоне, Париже, Риме, Лисабоне и других городах, пропагандируя за рубежом бразильскую музыку.
Произведения Вила Лобоса носят ярко выраженный национальный характер. В творчестве композитора обобщены типичные черты бразильского народного искусства: ладовые, интонационные, гармонические, ритмические, жанровые. Часто основой его сочинений были популярные народные песни (модинья, тоада, эмболада), танцы (самба, сиранда, лунду). Партитуры Вила Лобоса наряду с классическими включают народные инструменты (преимущественно ударные и шумовые). Один из примеров фольклорной музыки у Вила Лобоса — «14 Шоро» (1920–29; шоро — пьеса, исполняемая уличным ансамблем того же названия), представляющие собой своеобразную музыкальную картину Бразилии.
В ранний период творчества Вила Лобос испытал влияние веризма (до начала 20 века в Бразилии господствовала итальянская опера). Некоторым сочинениям присущи характерные для веризма мелодраматизм, преувеличенная эмоциональность, аффектация чувств. На творческом развитии композитора отразилось также непродолжительное увлечение музыкой Р. Вагнера (прежде всего его оркестровым стилем).
Но особенно сильно сказалось в творчестве Вила Лобоса воздействие импрессионизма, проявляющееся в декоративной красочности гармонии (обилие хроматизмов, альтерированных аккордов), ажурной оркестровке (пристрастие к камерным составам, к неожиданным тембровым сопоставлениям), изысканной (зачастую трудной для исполнения) фортепианной фактуре. Сочетание импрессионистской техники с национальной основой характерно для фортепианной сюиты из 3 циклов «Мир ребёнка» (1918, 1921, 1925) — одного из лучших произведений Вила Лобоса, и фортепианного цикла «Сиранды» (1926).
В творчестве Вила Лобоса нашли отражение новые веяния европейской музыки (фортепианное трио No 3, 1918; Трио для гобоя, кларнета и фагота, 1921). Черты неоклассицизма присущи произведениям 30-40-х гг. с их своеобразным «необахианством», широким использованием классической линеарной полифонии. С наибольшей полнотой неоклассицистские принципы воплотились в одном из популярных сочинений Вила Лобоса — цикле «Бразильские бахианы» (1930–44). Не прибегая к внешней стилизации, Вила Лобос трактует музыкальные формы баховской эпохи «по-бразильски»: «Прелюдия» из «Бахианы» No 1 написана в характере народной лирической песни модиньи, «Интродукция» имеет подзаголовок «Эмболада» (бразильская шуточная песня-скороговорка), «Хорал» из «Бахианы» No 4 — «Песня сертана», «Жига» из «Бахианы» No 7 — «Сельская кадриль» и т. п.
Творческое наследие Вила Лобоса (создал более 1000 произведений, многие из них не опубликованы и не числятся в каталогах) отличается жанровым разнообразием. Среди сочинений композитора — балеты (популярны как в Бразилии, так и за рубежом), оперы, симфоническая, хоровая, камерно-инструментальная, вокальная музыка и др. Из симфонических жанров ему ближе поэма, сюита. Одна из особенностей творчества Вила Лобоса — стремление к сюжетности, что находит отражение в его симфониях.
Вила Лобосу принадлежит учебное пособие «Практическое руководство для изучения фольклора» в 6 томах («Guia Prбtico — Estudo Folclorico», 1932) — энциклопедия музыкально-поэтического фольклора Бразилии.
Сочинения:
оперы — Аглая (1909), Элиза (1910), Изат (на материале 2 предыдущих опер, 1913, 2-я ред. 1932), Малазарте (1921, исп. 1948, США), Йерма (Yerma, 1955) и др.; оперетта — Мадалена (1947, исп. 1948, Лос-Анджелес); 15 балетов, в т. ч. Амазонки (1927, Париж), Заколдованная птица (Uirapuru, 1917, пост. 1935, Буэнос-Айрес), Танец земли (Danca da terra, 1939, исп. 1943), танц. драма Император Джонс (1955, исп. 1956); для хора — оратория Видапура (для хора, солиста, органа, оркестра или фортепиано, 1919, исп. 1922), Песнь земли (Cancao da terra, для жен. хора и оркестра, 1925), месса Св. Себастьян (для хора a cappella), Открытие Бразилии (Descobrimento do Brasil), 4-я сюита (для хора и оркестра, 1937) и др.; для оркестра — 12 симфоний (1916–57), в т. ч. No 1, Неожиданность (О impresito, 1916, исп. 1920), No 2, Вознесение (Ascensão, 1917, исп. 1944), No 3, Война (A guerra, 1919), No 4, Победа (А vitуria, 1919, исп. 1921), No 5, Мир (A paz, с хором, 1920), No 6, Горы Бразилии (Montanhas do Brasil, 1944, исп. 1950), No 7, Одиссея мира (Odisseia da Paz, 1945, исп. 1949), 2 симфониетты, 18 симф. поэм; для ансамбля инструментов — Шоро (14 Choros, 1920–29, для разл. инструментов, инстр. составов), Бразильские бахианы (Bachianas Brasilieras, 1930–44); концерты (с оркестром) — 5 для фортепиано (1945–54), 2 для виолончели (1915, 1953), для гитары (1951), для арфы (1953), для губной гармоники (1955); камерно-инструментальные ансамбли — 17 струнных квартетов (1915–57), фортепианный квинтет (1916), квинтет для флейты, арфы, скрипки, альта и виолончели (1957), 3 фортепианных трио (1911–18), 4 сонаты-фантазии для скрипки и фортепиано (1912–23), 3 сонаты для виолончели и фортепиано и др.; для фортепиано — Мир ребёнка (Prole de bebe, сюита из 3 циклов: Семья ребёнка — A familia do bebe, 1918; Зверьки — Os bichinhos, 1921; Игры — Esportes, 1926, не изд.), цикл Сиранды (Cirandenha, 1926) и др.; хоры; произведения для гитары; песни; обработки (в т. ч. песни «Эй, ухнем!», романса «Ночи безумные» Чайковского) и другие.
Литература: Шнеерсон Г., Памяти Вилла-Лобоса, «СМ», 1960, No 3; Пичугин П., Эйтор Вилла-Лобос, там же, 1962, No 5; Эстрелла A., Бразильская музыка, в сб.: Бразилия, М., 1963, с. 351–85; Demanguez S., Villa-Lobos, «RM», 1929, No 10, p. 1–22; Pedrosa M., Villa-Lobos et son peuple, там же, p. 23–28; Rubinstein A., Villa-Lobos vu par A. Rubinstein, там же, р. 93–94; Lange Fr. С., Villa-Lobos, un pedagogo creador, в сб.: Boletin Latino-Americano de Musica, t. 1, Montevideo, 1935; Slonimsky N., Music of Latin America, N. Y., 1945; Fernandez О. L., A contribucao harmonica de Villa-Lobos para a musica Brasiliera, в сб.: Boletin Latino-Americano de Musica, t. 6, R. de Jan., 1946; Meyer-Sarra O., Musica y musicos de Latino-America, II, Mexico, 1947; Mariz V.; Heitor Villa-Lobos, R. de Jan., 1948; его же, Heitor Villa-Lobos — Brasilian composer, Gainesville, 1963; Peppercorn L. M., The history of Villa-Lobos’s birth-date, «Monthly Musical Record», 1948, No 78; Talamon G. O., H. Villa-Lobos, su vida y su obra, B. Aires, 1948; Romero-Marcos, H. Villa-Lobos, в кн.: Compositores de America, datos biograficos y catalogos de sus obras, v. 3, Wash., 1960. р. 1–59.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.