Сарсуэла

Сарсуэла (испан. zarzuela) — испанская разновидность музыкально-сценического представления, близкая оперетте. Музыкальные номера в сарсуэле, хоровые или сольные, чередуются с разговорными диалогами и танцами.

Своё название сарсуэла получила от имени придворного загородного замка «Zarzuela», где в начале 17 в. происходили постановки первых сарсуэл. Исполнение сарсуэлы обычно приурочивалось к.-л. праздничным событиям: свадьбе, рождению, коронации и др., поэтому первоначально эти спектакли назывались «Праздниками Сарсуэлы» («Fiestas de Zarzuela»); для них избирались мифологические или героические сюжеты, а постановки отличались особой пышностью.

Большое влияние на развитие сарсуэлы оказали эклоги X. дель Энсино — музыкально-драматические представления лирического характера, широко известные в конце 15 — 1-й пол. 16 вв. Образцы первых сарсуэл (наиболее ранний среди них — пьеса Лопе де Вега «Лес без любви» — «La selva sin amor», 1629) дошли до нас только как литературные произведения; их музыка, так же как имена композиторов, остались неизвестными.

Первая сарсуэла, в которой сохранилась и музыка, — «Одним лишь взором ревность убивает» («Celos aun del aire matan», 1660) — принадлежит X. Идальго (либретто П. Кальдерона); музыка Идальго свободна от влияний итальянской и французской оперы. В ней ощутима связь с популярными испанскими романсами и балладами; преобладает монодический склад, исключение составляют краткие, большей частью 4-голосные хоры. Мелодия, как правило, подчиняется силлабическому принципу; преобладает гаммообразное движение, лишь иногда усложнённое хроматизмами или украшенное мелизмами. В сарсуэлах Идальго есть речитативы с аккордовым сопровождением.

Не вполне ясен вопрос об инструментовке сарсуэл. В партитуре одной из сарсуэл (которая была найдена только в 1933 испанским исследователем X. Субирой), кроме вокальных партий, выписан лишь инструментальный бас. Известно, однако, что испанский театральный оркестр того времени обычно состоял из арф, скрипок и гитар; Королевская капелла, кроме того, располагала некоторыми духовыми инструментами: фаготами, chirimia (примитивная разновидность кларнета) и трубами.

Среди других авторов музыки сарсуэл 17–18 вв. — С. Дурон, А. Литерес, Р. де Ита, а также итальянцы, работавшие в Испании, — Г. Брунетти и Л. Боккерини.

В 18 в. сарсуэла, вытесненная итальянской оперой, переживала период упадка; в 19 в. началось возрождение жанра. В 1856 в Мадриде был открыт специальный театр (действующий поныне) для постановок сарсуэл, вслед за которым возникло множество других. Однако жанр сарсуэлы в 19 в. претерпел значительные изменения. Из аристократического спектакля, служившего для развлечения королевского двора, она, переняв многие черты расцветшей в 18 в. тонадильи, превратилась в демократический жанр, в котором широко используются испанские народные мелодии и танцы.

В 19 в. развитие сарсуэлы протекало в двух направлениях: большая сарсуэла (zarzuela grande) в 2 и более актах и малая (genero chico) одноактная, обладавшая чертами водевиля. Одним из первых композиторов, обратившихся в это время к сарсуэле, был Ф. Барбьери, автор 77 сарсуэл, среди которых наиболее известны «Хлеб и быки» («Pan y toros», 1864) и «Цирюльник из Лавапьеса» («El barberillo de Lavapies», 1874). В сарсуэлах Барбьери оживают романтические фигуры и пейзажи старого Мадрида в духе некоторых полотен Ф. Гойи. Не меньшей популярностью пользовались сарсуэлы Э. Арриеты-и-Корера («Marina», 1871). Музыка излюбленных сарсуэл, таких как «La gran via» (название главной улицы в Мадриде, 1886) Ф. Чуэки, была известна самым широким слоям населения.

Большой известности достигли сарсуэлы Т. Бретона «Празднество голубки» («La verbena de la paloma», 1894), «Любовник из Теруэля» («Los amantes de Teruel», 1889) и «Раскаяние» («La dolores», 1895), которые исполнялись во многих испаноязычных странах, в частности в Аргентине. С ним соперничает Р. Чапи-и-Лорете, создавший 155 сарсуэл, в т. ч. знаменитую «Непокорённую» («Revoltosa», 1897), о к-рой К. Сен-Санс писал, что сам Ж. Бизе был бы горд поставить подпись под этим произведением. К жанру сарсуэлы обращался также И. Альбенис, создавший в 1894 сарсуэлу «Св. Антоний Флоридский» («San Antonio de la Florida»); 220 сарсуэл принадлежит M. Фернандесу Кабальеро.

В 20 веке сарсуэла продолжает оставаться жанром, привлекательным как для композиторов, так и для слушателей. Двумя сарсуэлами дебютировал выдающийся испанский композитор М. де Фалья. Свыше 140 сарсуэл принадлежит А. Вивесу; из них наиболее популярны «Цыгане» («Los bohemios», 1920) и «Донья Франсискита» («Dona Francisquita», 1923). Среди шедевров жанра, созданных в 20 в., — «Букет роз» («La del manojo de rosas», 1934) П. Соросабаля и «Ветряная мельница» («Molinos de viento») П. Лунаса.

С начала 17 века до середины 20 века было поставлено около 15 000 сарсуэл.

Литература: Hernando R., Prуlogo de la zarzuela, «Colegialas y soladados», Madrid, 1849; Soriano Fuertes M., Historie de la musica espaсola, v. 1–4, Madrid — Barcelona, 1855- 1859; Redrell P., Teatro lнrico-espaсol anterior al siglo XIX, v. 1–5, La Coruсa, 1897–98; Cotarelo y Mori E., Historia de la zarzuela, Madrid, 1934; Ursprung О., «Celos aun del tire matan», в кн.: Festschrift A. Schering, В., 1937; Chase G., The music of Spain, N. Y., (1941), (1959); Subira J., Historia de la musica teatral en Espaсa, Barcelona, 1945; Miсoz M., Historia de la zarzuela y del genero chico, Madrid, 1945; Mindlin R., Die Zarzuela, (Z., 1965); Rahlen K., Aus der Geschichte von Spaniens Oper und Zarzuela, «OMz», 1975, Jahrg. 30, No 4.

Т. С. Кюрегян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Антология Термины и понятия
Марсельеза Музыкальные жанры и формы

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Микстуры Музыкальные инструменты
Художник в балете Балет и танец
Цинк Музыкальные инструменты
Картина музыкальная Термины и понятия
Советская музыка Национальные культуры
Мугам Термины и понятия
Полифонические вариации Термины и понятия
Ecarte, экарте Балет и танец
Хоруми Национальные культуры

Реклама