Характер нордический, голос — Безрукова

«Карлсон, который живет на крыше» Вибеке Идсое

«Карлсон, который живет на крыше» Вибеке Идсое

Отправляясь на эту полнометражную мультипликационную картину, надо четко уяснить себе две вещи. Во-первых, что новый «Карлсон...» — первый полнометражный шведский мультфильм. Встречи с выдающимся произведением анимационного искусства ждать не приходится, несмотря на то, что работы художницы Илон Виклад, ее иллюстрации произведений Астрид Линдгрен весьма популярны на ее родине, более того, считаются в Щвеции эталонными.

Но есть и еще одно немаловажное обстоятельство. Это шведский Карлсон, а лучший в мире Карлсон — наш! Мы вспоминаем о нем, о Малыше, Фрекен Бок и всех, всех, всех, вспоминаем не только о книге, но и о фильме, а также спектакле Театра сатиры, отталкиваясь от авторизованного перевода Лилианы Лунгиной. И нам этот шедевр — Линдгрен в пересказе Лунгиной — никогда не заменит никакое другое произведение мировой художественной литературы. Наш мультфильм про Карлсона — тоже сам себе шедевр: то, как он нарисован — изысканно при всей доступности и доступно при всей изысканности, — переплюнуть уже нельзя. Никому! Уникальные вещи тогда на нашей Родине делали, снимали анимационное кино на стыке массового и авторского, детского и взрослого.

Поэтому прочь ностальгические воспоминания о «Карлсончик, перемени носочки», о трепетном спектакле со Спартаком Мишулиным или Карлсоне, говорящем голосом Василия Ливанова. Перед нами качественный продукт, представляющий национальное видение национального литературного супергероя, то есть Карлсона. Который, как объяснили мне продвинутые коллеги, владеющие языком оригинала, в Швеции совсем не герой. Во всяком случае, не герой положительный. Это не тайный друг, отрада одиночества, но злобное и непослушное «второе Я» Малыша, его, если хотите, Тень.

Когда-то, как теперь кажется, очень давно, в начале 90-х на наши голубые экраны обрушился первый поток иностранной мультипликационной продукции. И мы узрели «их» версию «Винни-Пуха». Культурный шок был осмыслен в уморительно смешной статье Дениса Горелова, чье название настолько задиристо и неполиткорректно, что и не упомянешь ее в нынешние вегетарианские времена... Помню, какое она, то есть статья, имела хождение в массах! Мой однокурсник зачитывал вслух отдельные пассажи на учебном просмотре (дело было во Всероссийском государственном институте кинематографии), и хохот перекрывал зычные возгласы революционных масс на экране. Известно, что выдающийся, ныне уже покойный рок-музыкант Анатолий Крупнов зачитывал отдельные фрагменты из этого опуса на своих концертах, к превеликому восторгу своей аудитории (а это вам не студенты ВГИКа).

Подобного резонанса шведский «Карлсон, который живет на крыше» вызвать не может, разве что неуклюжий перевод названия одной из компаний-производителей «Нордический фильм» да голос артиста Безрукова, «подаренный» Карлсону уже нашими прокатчиками... Концепция, однако, получается! Прямо-таки «Бригадир» какой-то: работать не хотел, в школу ходить и не собирался, занимался мелким рэкетом да воровством варенья (а также леденцов, конфет, тефтелек и прочая, прочая, прочая...), косил под некого фольклорного Дрему. И крышу свою тоже имел! А мы-то думали, что Карлсон всего-навсего «лучший в мире укротитель старушек», временами работавший «под привидение».

Самое смешное, что все выкрутасы этого хамоватого типчика расхлебывал не кто иной, как Малыш. Впрочем, пустяки, дело житейское. Подумаешь, пару раз по крышам побегали (с помощью пожарной команды, между прочим, Малыша с тех крыш снимали), сломали игрушки, съели все припасы, разбили копилку да еще кое-чего по мелочи.

Родители — главные зрители этого фильма. Оказывается, именно взрослым Астрид Линдгрен некогда пояснила, что с бесенком, живущим в самом ангелоподобным малыше или малышке, надо находить контакт. И не пугаться, когда в очередной раз услышишь: «Если не купите собаку, игрушку, мотоцикл, джип...» Пореви, дорогой, пореви. Авось легче станет. Зато потом, когда вырастешь, будет повод показать неканонического шведского «Карлсона...» своим чадам. И на досуге перечитать любимую книжку, где Малыш такой нежный и одинокий.

Анастасия Машкова

На правах рекламы:
Если вы любите хорошее зарубежное и отечественное кино и качественную музыку, то есть смысл зайти к нам. Лучшие музыкальные фильмы, такие как «Кавказская пленница», «Асса» или «Клуб "Коттон"», доступны к бесплатному просмотру.

реклама