«Очарование — такое редкое качество»

Отметила юбилей Ирина Ивановна Масленникова

12.06.2003 в 15:40

Ирина Ивановна Масленникова

Отметила юбилей Ирина Ивановна Масленникова — выдающаяся певица и педагог, солистка Большого театра (с 1943-го по 1960-й), народная артистка РСФСР, профессор Московской консерватории, жена, друг, соратник и муза Бориса Александровича Покровского. Мне не повезло: я не слышала ни ее Снегурочки, ни Розины, ни Марфы, ни Волховы. Потому что те, кто видел и слышал Ирину Ивановну на сцене, говорят, что это незабываемо. Своими воспоминаниями о Масленниковой — певице и актрисе — делится Галина Вишневская.

— Когда я в 1952 году пришла в Большой театр, Ирина Ивановна была уже сформировавшимся мастером, настоящей певицей, тонкой, с неповторимой исполнительской манерой. Она была очаровательна на сцене. Очарование — такое редкое качество в женщине сегодняшнего времени. У нее был прелестный и очень узнаваемый голос. У этого голоса был очень специальный, только ей присущий тембр, была индивидуальность. Если я сегодня слышу ее голос в записи по радио, что, к сожалению, бывает очень редко, я моментально узнаю: это — Масленникова. Ирину Ивановну всегда отличала предельная музыкальность и большая культура. Мало кто знает, что она, кроме всего прочего, еще и пианистка. Так что Ирина Ивановна — всесторонне образованная женщина.

— Была ли у Ирины Ивановны роль, которая бы вам запала в душу?

— Она была прелестная Снегурочка, очаровательная Джульетта в опере Гуно. Столько лет прошло, а я как сейчас помню мизансцену первой встречи Ромео и Джульетты: они стояли друг против друга, причем Джульетта долго-долго оставалась неподвижной, а вы не могли от нее отвести глаз. Масленникова обладала удивительной особенностью приковывать к себе внимание. В ней была тайна, какой-то магнетизм. Она как будто обещала что-то сделать, и от нее все время ожидали обещанного. Это удивительное и очень редкое качество артистки.

— Как известно, Ирина Ивановна рано закончила артистическую карьеру и целиком посвятила себя воспитанию молодых певиц. Что вы можете сказать о ней как о педагоге?

— Очень жаль, что Ирина Ивановна так рано ушла со сцены. Но почему она это сделала? В ней есть человеческое качество, очень редкое по нынешним временам, — достоинство. Когда от Большого театра отделили филиал и артистов стали переводить на пенсию, они страшно взволновались. Скандалы были, дело доходило до суда. Это был болезненный для театра процесс. Ирина Ивановна не пожелала участвовать в происходившем — ее это унижало. Она сама подала заявление с просьбой перевести ее на пенсию. Хотя могла вовсе этого и не делать. Я это хорошо понимала, хотя было жаль, что она так рано оставила сцену. Она могла еще несколько лет петь великолепно. Теперь у Ирины Ивановны целая плеяда прекрасных учениц. Они поют в театрах разных стран мира. Я пригласила ее в Центр оперного пения и счастлива, что она согласилась. У нее замечательные ученицы. Все любят с ней заниматься. И когда надо что-то исправить в голосе, а иногда и заново переучить, я посылаю к Ирине Ивановне. Она самый надежный педагог.

— Галина Павловна, что бы вы могли сказать о творческом и человеческом союзе Покровского и Масленниковой — ведь они вместе более пятидесяти лет. Это уникально...

— Конечно, уникально. Я со своим мужем вместе тоже почти сорок восемь лет. Поэтому очень хорошо могу понять и его, и ее (смеется), как это порой совсем несладко, даже трудно. И тем не менее прекрасно!

Записала Елена Дмитриева

реклама

вам может быть интересно

Михаил Аркадьев: метроритм Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

интервью

Раздел

опера

Театры и фестивали

Большой театр

Персоналии

Галина Вишневская, Борис Покровский

просмотры: 1112



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть