Пианизм и глобализм

В Тель-Авиве прошел Конкурс имени Артура Рубинштейна

Международный конкурс пианистов имени Артура Рубинштейна проводится уже в одиннадцатый раз. Облик конкурса, основанного в 1972 году другом великого пианиста Яковом Быстрицким, традиции этого музыкального состязания связаны прежде всего с личностью, творческими и художественными пристрастиями Артура Рубинштейна.

Базовыми в программе конкурса были сочинения, которые либо звучали в исполнении Артура Рубинштейна, либо входили в круг его художественных интересов. Здесь исполнителям предоставляется большая свобода выбора, пожалуй, за исключением обязательного сочинения, по традиции написанного современным израильским композитором. В этом году им стала Фантазия Иосифа Барданашвили, грузинского композитора, бывшего нашего соотечественника, ныне живущего в Израиле. Любопытно, что премию за лучшее исполнение этого сочинения получил тоже наш бывший соотечественник нижегородец Игорь Левит, в настоящее время живущий в Германии.

В этом году в программу третьего тура конкурса было включено исполнение камерной музыки. Эта камерная часть III тура проходила на знаменитом израильском курорте Эйлат, куда после сорокаминутного полета перенесся конкурсный десант — шесть участников полуфинала, члены жюри — маститые пианисты и педагоги, гости, пресса. Оргкомитет конкурса и его директор Эдит Цви решили включить выступления конкурсантов в организованный в одном из концертных залов Эйлата фестиваль фортепианной музыки с участием членов жюри, среди которых был и наш соотечественник Владимир Крайнев.

Любопытно, что из 16 участников II тура десять, не прошедших в заключительные туры, были отмечены денежным поощрением председателя жюри Арье Варди, премией, которую он учредил в память о своих родителях. Вообще частные пожертвования наряду с государственной поддержкой составили важную часть бюджета конкурса и его призового фонда. В IV, заключительный тур вышли три финалиста — Александр Гаврилюк, Игорь Левит и кореянка Ёл Ум Сон. За чертой остались москвичка Татьяна Колесова — яркая масштабная пианистка, несмотря на молодость, испытанный конкурсный боец, разделившая с хрупкой китаянкой Джей Чен IV место, и лауреат V премии, один из самых зрелых, опытных участников и фаворитов конкурса и публики (особенно запомнилось его исполнение баховских «Гольдберг Вариаций»), представитель Кореи Минсу Сон. Он получил в подарок от организаторов рояль фирмы «Ямаха».

Результаты конкурса отразили в полной мере тенденции, которые наметились в последнее время. И прежде всего это процесс глобализации. Нет уже на музыкальной карте чистых в своей стерильности национальных исполнительских школ. Свободное перемещение по миру, естественная миграция способствуют взаимопроникновению, а значит, и взаимообогащению культур. Очевидны успехи исполнителей из Юго-Восточной Азии, которых объединяют природное трудолюбие, тонкая восприимчивость и легкость передвижения, позволяющая ради достижения цели пересекать моря и океаны и интегрироваться в европейскую культуру. Русская исполнительская школа уже перестала быть завоеванием одной отдельно взятой страны. Наши педагоги работают теперь по всему миру.

Первую премию конкурса получил двадцатилетний Александр Гаврилюк — яркий виртуоз, музыкант универсальных возможностей. За его плечами уже две победы на престижных конкурсах им. Горовица в Киеве и Хамаматцу в Токио. Бывший киевлянин, ныне студент Сиднейского института музыки, он, кстати, готовил программу под руководством сербской пианистки Миры Евтич, в прошлом воспитанницы Московской консерватории.

Второй премии и премии публики был удостоен восемнадцатилетний студент Высшей школы музыки в Ганновере, музыкант не по возрасту зрелый, обладающий яркой романтической индивидуальностью Игорь Левит. Третья премия была присуждена восемнадцатилетней кореянке Ёл Ум Сон. Безусловно, одаренная пианистка с большим исполнительским потенциалом, который ей еще предстоит в полной мере реализовать.

Неожиданное разочарование вызвал Израильский филармонический оркестр под руководством маэстро Менди Родана, сопровождавший игру конкурсантов. В хрестоматийных аккомпанементах (концерты Моцарта, Бетховена, Брамса, Рахманинова, Чайковского) он не смог по-настоящему поддержать художественные намерения молодых артистов, а обилие технологических оркестровых погрешностей вызывало недоумение.

И в заключение еще одно соображение. Зависть — не лучшее человеческое качество. Но как не позавидовать уважению государства и общества, слушательской аудитории и меценатов, с которым все они относятся к классическому музыкальному искусству. Имена финалистов конкурса, а тем более победителя и призеров, благодаря телевидению, радио, массмедиа, мгновенно становятся известны всей стране, о них говорят и пишут, готовятся к изданию записи конкурсных выступлений, их ждут новые встречи с публикой в лучших залах страны. Вспомним наш Конкурс имени Чайковского, впервые за 48 лет своей славной истории меняющий свои сроки без убедительных причин; странную возню вокруг его подготовки (к красивым словам «тендер», «бартер», которыми оперируют музыкальные чиновники, добавим свое угрюмое слово «саботаж») и вспомним итоги XI Международного конкурса пианистов в Тель-Авиве и Эйлате, которые сегодня представляются убедительными и яркими.

Евгений Баранкин
Наталья Зив

реклама