Послушаем оперу?

Отличный подарок для меломанов подготовил канал «Культура»: четыре экранизации русской оперной классики. Открывает цикл «Кино и опера» фильм Владимира Гориккера «Моцарт и Сальери» («Культура», 6 августа, 11.15. Рижская киностудия, 1962), в основу которого легла опера Римского-Корсакова по одноименной трагедии Александра Пушкина. В главных ролях заняты Иннокентий Смоктуновский и Петр Глебов, а вокальные партии исполняют Сергей Лемешев и Александр Пирогов. Показ фильма предваряет программа, в которой известный музыкальный и театральный критик, либреттист, лауреат «Золотой Маски» Алексей Парин рассказывает об истории экранизации опер — в частности, русских опер. А на следующий день нам покажут «Пиковую даму» («Культура», 7 августа, 11.15. «Лентелефильм», 1960. Режиссер Роман Тихомиров. В ролях: Олег Стриженов, Ольга Красина, Елена Полевицкая. Вокальные партии исполняют: Зураб Анджапаридзе, Тамара Милашкина, Софья Преображенская) — экранизацию оперы Петра Чайковского по одноименной повести Пушкина. В среду смотрите и слушайте «Князя Игоря» («Культура», 8 августа, 11.15. «Ленфильм», 1969. Режиссер Роман Тихомиров. В ролях: Борис Хмельницкий, Нелли Пшенная, Борис Токарев, Александр Сластин, Бимбулат Ватаев. Вокальные партии исполняют: Владимир Киняев, Тамара Милашкина, Виргилиус Норейка, Валерий Малышев, Евгений Нестеренко) — по одноименной опере Александра Бородина, а в четверг снова Чайковский — фильм-опера «Иоланта» («Культура», 9 августа, 11.15. Рижская киностудия, 1963. Режиссер Владимир Гориккер. В ролях: Наталия Рудная, Валентина Шарыкина, Юрий Петров, Александр Белявский. Вокальные партии исполняют: Зураб Анджапаридзе, Галина Олейниченко, Павел Лисициан).

Есть что посмотреть и киноманам. К событиям недели стоит отнести «Фаворита» («ТВ Центр», 10 августа, 1.15. США, 2003. Режиссер и автор сценария Гэри Росс) — масштабную (с бюджетом 80 миллионов долларов) экранизацию бестселлера американской писательницы Лоры Хиллебранд «Сухарь: американская легенда» о знаменитой в 30-е годы прошлого века скаковой лошади по кличке Сухарь. Как отмечала сама писательница, эта лошадь «могла бы стать суперзвездой в любую эпоху, но появилась в то время, когда американцам был нужен герой, который выглядел бы поначалу таким же жалким и сломленным, как они все. В какой-то момент маленькая гнедая лошадка как бы представляла собой весь народ». Так что это фильм не столько о скачках, хотя на них отведено немало экранного времени, сколько об американской мечте. Действие начинается в далекие 1910-е годы, завершается в 1940 году, но основные события происходят в разгар Великой депрессии. Однако это история не только странной лошади — маленькой, приземистой и, казалось бы, совсем непригодной для скачек, но и трех колоритных персонажей, поставивших на нее. Эти трое — ее хозяин миллионер Чарлз Ховард (Джефф Бриджес), жокей Ред Поллард (Тоби Магуайр), наполовину слепой бывший чемпион по боксу, и тренер Том Смит (Крис Купер), в прошлом цирковой ковбой, а ныне странный тип с репутацией сумасшедшего... Картина была удостоена семи номинаций на «Оскара»: за фильм, режиссуру, операторскую работу, сценарий, работу художника по костюмам, монтаж и звук.

Мелодраматическая история легла в основу психологической драмы Нанни Моретти «Комната сына» («Культура», 10 августа, 23.55. Италия — Франция, 2001). Ужасная трагедия — нелепая гибель юного сына — нарушила спокойную и счастливую жизнь супругов Сермонти, и теперь глава семьи, психотерапевт Джованни (Нанни Моретти), не находит себе места, постоянно представляя себе то, чему уже никогда не бывать, — прогулки с сыном, их серьезные разговоры и беззаботные шутки. Все это осталось в прошлом, а впереди лишь безысходность, проблемы на работе, кризис в семье и невыносимая душевная боль оттого, что уже ничего нельзя изменить. Комната сына пуста, но еще есть шанс собрать по кусочкам разбитую жизнь и найти в ней новый смысл, сделав шаг вперед, чтобы вместе с близкими людьми пережить долгие минуты тоскливого одиночества... Подобная ситуация не раз обыгрывалась в мировом кино. Но в данном случае это сделано очень талантливо. Получилась удивительно светлая, теплая, грустная, человечная картина, так что высокая награда — «Золотая пальмовая ветвь» МКФ в Канне — отнюдь не случайна.

Если Нанни Моретти снимал «фестивальное» кино, то Филип Кауфман, некогда поставивший незабываемую «Невыносимую легкость бытия», взявшись за «Амнезию» (ТНТ, 12 августа, 15.55. США — Германия, 2004), о высоком, похоже, и не помышлял. Это типичный, вполне добротный и довольно успешный (касса в США и Канаде — 25,2 миллиона долларов) полицейский триллер, отличающийся от многочисленных собратьев разве что полом детектива. После поимки опасного преступника симпатичная и очень крутая Джессика Шепард (Эшли Джадд) попадает в элитный отдел по расследованию убийств. В мире, лишенном романтики и грез, Джессика борется с одиночеством, знакомясь в барах с приглянувшимися ей мужчинами. Выехав на очередное убийство, Джессика узнает в погибшем человека, с которым она провела ночь. Ритуальный ожог на руке убитого подсказывает ей, что в городе появился серийный убийца. Череда новых трупов подтверждает опасения Джессики, но теперь она — среди главных подозреваемых, ведь с каждой из жертв у нее недавно было свидание, и она не помнит, что делала в момент убийства...

Кому-то, возможно, криминальная драма Фрэнклина Дж. Шеффнера «Мотылек» («Культура», 10 августа, 21.00. США, 1973) покажется излишне затянутой (идет 2,5 часа), натуралистической и уж слишком приключенческой. Да, в ней нет открытий, по своим художественным достоинствам она уступает таким, например, «тюремным» лентам, как «Побег из Шоушенка» и «Зеленая миля». Но не случайно она имела немалый коммерческий успех в мире и была чрезвычайно популярна у нас в расцвет пиратского видео. Режиссер достаточно правдиво и убедительно перевел на язык кино бестселлер Анри Шарьера о своей тюремной одиссее. Очень хорош в главной роли Стив МакКуин («Великолепная семерка», «Афера Томаса Крауна»), бывший в ту пору в зените славы. Он сыграл несправедливо обвиненного в убийстве профессионального взломщика сейфов по прозвищу Мотылек (на груди у него была вытатуирована бабочка — символ свободы и независимости), прибывшего отбывать пожизненное заключение на острове Дьявола во Французской Гвинее. Все мысли узника подчинены одной цели — придумать, как сбежать из этого адского места. Нашлась и компания для побега — крупный финансовый мошенник (Дастин Хоффман в ту пору совсем еще молодой, но уже приобретший звездный статус, выступил в непривычном для него амплуа и обедни не испортил)...

Геннадий Белостоцкий

реклама