Зачем петь оперу в ресторане?

Амбассадор

Из-за стекол панорамного зала открывался вид на вечерний Петербург. Только созерцать купола и шпили было некому. Несколько десятков человек, представлявших культурную и деловую элиту города, смотрели в другую сторону – на сцену, где выступали артисты. Певцы из Екатеринбурга и итальянская звезда Даниела Скиллачи с трудом справлялись со своими партиями в помещении, начисто лишенном акустических достоинств. Как исполнять классические арии в ресторанном зале с низким потолком и антуражем, который гасит звук?

«Солистам здесь петь невыгодно, нет акустики, – признает режиссер-постановщик Мариинского театра Иркин Габитов. – Другое дело со сцены, когда есть дистанция, резонанс, летит голос. Конечно, певцы владеют собой, но здесь акустики нет вообще. Я просто болел за них душой, ведь слышишь всю “кухню”…» Ресторанную кухню слышно было тоже. Зато стоило исполнителям сделать два-три шага навстречу залу – и их голоса совершенно терялись. Тем не менее, первый концерт нового музыкального салона прошел именно в ресторанном зале. Там же состоятся следующие.

Известный отель в центре Петербурга решил устраивать у себя в ресторане такие салоны и приглашать с выступлениями самых известных деятелей культуры, например, Василия Герелло, Юрия Темирканова и Юрия Григоровича – если, конечно, те согласятся. Вероятно, они должны стать пристойным фоном и развлечением для встреч деятелей бизнеса и политики. Узок круг этих избранных. «У нас немного закрытые мероприятия, на 60-80 человек, – сообщил менеджер отеля. – Гости будут попадать сюда по приглашениям».

Проводить ежемесячные салоны вызвался известный дирижер Фабио Мастранжело, который уже около десяти лет связан с Россией и семь лет живет в Петербурге. Недавно Фабио стал главным дирижером Екатеринбургского театра оперы и балета; кроме того, он главный приглашенный дирижер Новосибирского симфонического оркестра, Государственного симфонического оркестра Татарстана, оркестра Государственного Эрмитажа, постоянный приглашенный дирижер Мариинского театра и Петербургского театра музыкальной комедии. Теперь «наш российский итальянец», как его называют, взялся и за этот проект. На Фабио можно сделать ставку – в конце концов, после его концертов зрители встают и четверть часа аплодируют. Так было даже в Финляндии, где публика отличается сдержанностью.

Дел у Мастранжело хватает. В этом году в Екатеринбургском театре было много премьер, труппа побывала с успешными гастролями в Бангкоке, расписан и весь следующий год. Вроде бы не до салонов.

Но теперь, благодаря дирижеру (и ресторанной сцене), певцы с Урала могут приезжать и в Петербург. Иркин Габитов, ныне ставящий спектакли и в Екатеринбургской опере, подтверждает: у театра есть замыслы вывозить сюда исполнителей с концертами, а может быть, и спектаклями. «Наша постановка “Фигаро” выдвинута на “Золотую маску”. Вполне возможно, мы привезем ее в Питер. Важно иметь площадку, чтобы показать театр», – объясняет режиссер.

Потому-то екатеринбуржцы Екатерина Нейжмак и Владимир Чеберяк и пели в Петербурге арии и дуэты из «Арлезианки», «Тоски», «Богемы», «Евгения Онегина», «Пиковой дамы».

Театр «Санкт-Петербургъ Опера» только что перетянул к себе из Екатеринбурга молодого баса Валентина Аникина. Казалось бы, могут сманить и других. Но Иркин Габитов полагает, что, хотя театру нужно держаться за своих артистов, времена изменились. «Сейчас, – говорит он, – совершенно другой подход. Вот люди приехали сюда, показали свой уровень, свою культуру. Их можно приглашать петь в Петербург. А певцы отсюда могут ехать туда. Сегодня весь мир работает по контрактам. Человека приглашают, он знает, что у него один спектакль в марте, два в апреле, три в июне. А между ними возвращается в свой театр. Там должны работать соответствующие службы, чтобы совмещать сроки. Такая перспектива ждет и Россию, мы никуда не денемся. Уже разъезжает огромное число певцов Мариинского театра».

Мировая тенденция затронет даже самые провинциальные театры, если они будут располагать средствами на приглашение артистов – государственными или спонсорскими.

Так же работают режиссеры. «Не сидеть в кабинете, протирать штаны или выяснять, кто с кем спит и кому квартиру не дать, а приезжать работать, – поясняет Иркин Габитов. – Сейчас все делается по телефону. Можно дать задание артистам: выучите 20 уроков. Приезжаю – провожу репетиции. Могу держать на контроле через Интернет. Вот как должно быть. Поэтому я работаю в нескольких театрах, как и Фабио Мастранжело. Маэстро Гергиев в театре полгода, остальное время руководит по телефону».

И вот Екатеринбургский театр получил площадку, с помощью которой можно обратить на себя внимание. Площадку пока не идеальную – но не все сразу. Может быть, путь к сердцу зрителя лежит через ресторан?

реклама