На концертах IX Московского Пасхального фестиваля
За девять лет своего существования Московский Пасхальный фестиваль, выйдя за рамки Москвы и тем самым поставив под сомнение даже корректность своего названия, превратился в гигантскую «трансмузыкальную» корпорацию, распространившую сферу художественного влияния на всю Россию, буквально, как в песне поется, «от Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей…» Сей четко отлаженный и бессбойно функционирующий конвейер, ежегодно выдающий на гора «тонны» музыкальной продукции, обязан этим основателю и художественному руководителю фестиваля Валерию Гергиеву. Без его неуемной энергии и «энтузиазма в квадрате» ничего подобного представить себе было бы невозможно. За прошедшие годы в фестивальном обиходе сложились и окончательно закрепились названия тематических разделов: «Симфоническая программа», «Хоровая программа», «Камерная программа», «Звонильная неделя». В рамках фестиваля ежегодно проходят и благотворительные музыкальные акции. Нынешний фестиваль посвящен 65-летию Великой Победы – и его торжественное закрытие запланировано на 9 мая. Открытие фестиваля всегда приходится на начало Православной Пасхи. И в день открытия, и в день закрытия, и в подавляющее большинство дней «Симфонической программы» фестиваля за пультом Оркестра Мариинского театра традиционно стоит Валерий Гергиев, однако наше внимание на сей раз будет уделено трем московским фестивальным событиям без участия маэстро.
Официальным открытием IX Пасхального фестиваля стал вечерний концерт в Большом зале Московской консерватории, трансляция которого осуществлялась телеканалом «Культура». В его программе прозвучали симфонические произведения Римского-Корсакова, Шостаковича, Стравинского и Щедрина. Однако «Симфоническая программа» фестиваля началась для Москвы еще днем, причем в этом же зале. В программе дневного концерта значилась «Месса си минор» И. С. Баха (BWV 232) для солистов, хора и оркестра. В исполнении «Высокой мессы» Баха (как иногда еще называют это сочинение) приняли участие Симфонический оркестр и солисты Мариинского театра, а также Хор Шведского радио (дирижер – Фредрик Мальмберг). Грандиозное сочинение, написанное на латинский текст католической литургии, представляет собой полный цикл ординария, то есть канонического (неизменяемого) корпуса мессы. Оно состоит из четырех больших разделов «Kyrie», «Gloria», «Credo» и «Sanctus, Hosanna, Benedictus et Agnus Dei», которые включают в себя в общем подсчете 27 (!) самостоятельных частей (3 + 9 + 9 + 6), каждая из которых соответствует определенному канону латинского текста литургии. В этот опус, как и во многие другие произведения Баха, вошли переработанные мелодии его ранних кантатно-ораториальных произведений. При жизни композитора «Высокая месса», созданная в период 1733 – 1738 годов, так никогда и не звучала: ее первое исполнение состоялось лишь в конце XIX века.
В отечественных залах она исполняется нечасто, поэтому интерес к обсуждаемому концерту был огромный, но ожидания публики оправдались лишь частично. Что касается оркестра и хора, то Фредрик Мальмберг, молодой маэстро новой шведской музыкальной волны, сделал, казалось, всё возможное и невозможное, достигнув в этой сфере впечатляющих художественных результатов. Хоровую составляющую интерпретации отличало истинное великолепие – тонкость стилистики вокального барочного кружева, возвышенная торжественность звукового посыла и мелодическая прозрачность. При этом оркестровый симфонический аккомпанемент был «объемно» фактурен, рафинированно точен и строг, но в то же время не забывал демонстрировать и мягкий эмоционально-одухотворенный подтекст. Однако добиться от мариинских солистов стилистически адекватного погружения в исполняемое произведение оказалось для дирижера явно не по силам (Ольга Кондина – первое сопрано, Ирина Матаева – второе сопрано, Злата Булычева – меццо-сопрано, Дмитрий Воропаев – тенор, Юрий Воробьев – бас). В результате целостность исполнения была разрушена – и наслаждаться знаменитым произведением Баха приходилось «по частям». Женские сольные голоса разочаровали отсутствием подвижности, полетности и равнодушной шаблонностью вокализации. Пожалуй, более благоприятная ситуация сложилась в вокальном цехе солистов-мужчин, но их участие в исполнении – лишь номинальная «сдача» партий, а не рождение интерпретации.
Напротив, не просто пиршество, а подлинная гармония самых разнообразных, но удивительно захватывающих интерпретаций старинной барочно-инструментальной музыки царила на сцене Большого зала Московской консерватории 7 апреля. Программа так и называлась «Примиренные вкусы» («Les gout reunis»), а представил ее знаменитый ансамбль старинных (аутентичных) инструментов «Le Concert des Nations» («Концерт наций»). Свое название коллектив получил в честь известного цикла трио-сонат Франсуа Куперена «Les Nations» («Нации»), созданного композитором в 1726 году. Ансамбль «Le Concert des Nations» был основан в 1989 году испанским дирижером, виолистом (исполнителем на виоле да гамба) и теоретиком старинной музыки Жорди Саваллем, сегодня по праву считающимся одним из авторитетнейших музыкантов с мировым именем. В состав ансамбля первоначально вошли молодые, главным образом, латиноамериканские музыканты. Сегодня «Le Concert des Nations» является государственной структурой, входящей в состав Каталонской Королевской капеллы, и в его репертуаре – старинная музыка разных эпох и национальных школ, написанная для разного количественного состава участников-инструменталистов: от камерного ансамбля до камерного оркестра.
На Пасхальный фестиваль в Москву каталонские исполнители привезли программу, в которой «примирялась вкусами» музыка различных менталитетов: французская (Жан-Батист Люлли, 1632 – 1687; Марен Маре, 1656 – 1728), австрийская (Генрих Игнац Франц фон Бибер, 1644 – 1704), итальянская (Арканджело Корелли, 1653 – 1713; Луиджи Боккерини, 1743 – 1805) и английская (Чарльз Ависон, 1709 – 1770). Неся не себе печать безусловной «придворной развлекательности», прозвучавшие в Москве очаровательные камерно-ансамблевые «безделушки» названных композиторов, тем не менее просто восхитительно смогли погрузить в стилистическую атмосферу давно ушедшей эпохи барокко. При этом исполнены они были невероятно искусно: изысканно филигранное, но при этом пряное и терпкое звучание ансамбля старинных инструментов надолго останется в памяти слушателей! Весьма примечательно, что четыре из шести композиций, представленных в концерте, носили программный характер. Это Сюита из комедии-балета «Мещанин во дворянстве» Люлли с «хрестоматийным» маршем для «Турецкой церемонии». Это и богатая звукоподражательными эффектами оркестровая сюита Бибера «Битва». Это и весьма колоритный струнный квинтет «Музыка ночных улиц Мадрида» Боккерини. Это, наконец, «Безумия Испании» Маре из второго сборника пьес для виолы дa гамба и basso continuo. В названном произведении Маре блестяще солировал сам Жорди Савалль (в качестве basso continuo при этом были задействованы клавесин и теорба). Наряду с программным блоком вечера прозвучали два Concerto grosso – Концерт № 4 (Ре мажор) Корелли и Концерт № 9 Ависона (по «Урокам клавесина» Скарлатти). Имя практически мало известного англичанина стало, пожалуй, самой «экзотической» репертуарной диковинкой вечера.
Совсем иная атмосфера – атмосфера возвышенной благочинности и всеобъемлющей консолидирующей соборности – царила через два дня в московском Храме Григория Неокесарийского в Дербицах, под сводами которого состоялся один из концертов обширной и разноплановой «Хоровой программы». На этот раз гостем фестиваля стал известнейший академический хоровой коллектив из Болгарии, свое название «Святые Семичисленники» получивший по названию Церкви Святых Семичисленников, одного из самых больших и красивых православных храмов Софии. Деятельность ансамбля, созданного в 1903 году при храме, оказалась настолько успешной, что очень скоро, помимо церковных служб, коллектив стал выступать и на концертных подмостках, год от года расширяя свой репертуар и географию гастролей. Временем расцвета и профессионального становления хора, созданного по инициативе крупных деятелей болгарской музыкальной культуры начала XX века, считается период с 1912-го по 1928 год, когда его художественным руководителем и дирижером был композитор Добри Христов. Этого музыканта называли не иначе как патриархом болгарской музыкально-духовной культуры. Именно для «Святых Семичисленников» он создал свои самые значимые произведения, в том числе наиболее известное из них – Литургию № 1.
Современный коллектив – смешанный хоровой ансамбль, состоящий из 16-ти молодых исполнителей и являющийся одним из ведущих болгарских музыкальных институтов, специализирующихся на интерпретации православной музыки всех стилей и эпох. С 1999 года его репертуар стал постепенно пополняться музыкой католического канона от эпохи Возрождения до современности, а в последнее время – и болгарским фольклором. В настоящее время параллельно с концертной деятельностью хор принимает участие в богослужениях в Церкви Святых Семичисленников, совершая более 120 служб в год. С 2007 года художественным руководителем и главным дирижером хора является Снежана Григорова, под управлением которой в рамках Московского Пасхального фестиваля в Храме Григория Неокесарийского в Дербицах и состоялось выступление этого коллектива.
Пришедшие на концерт (кто-то – просто слушатели, а кто-то – постоянные прихожане этого храма) стали свидетелями поистине незабываемого высокохудожественного события. Исполнительскую манеру вокального ансамбля из Болгарии отличала поразительная чистота музыкальных интонаций, тот внутренний духовный эмоциональный посыл, восприятие которого происходило на уровне человеческого подсознательного. Звучание православных песнопений наполняло души и сердца слушателей ощущениями благодатного умиротворения, всеобщей красоты и вечной гармонии. Прекрасные, свежие, одухотворенные голоса певцов сливались в удивительно торжественном и просветленном многоголосии, но и голоса солистов (Александр Господинов, Антон Петров, Гина Колева) оставили самые приятные впечатления. В программе концерта, продолжавшегося около часа, прозвучали хоровые православные песнопения Христова, Кукузеля, Дилецкого, Кастальского, Компанейского, Березовского, Мусоргского, Чеснокова, Рахманинова…
Знаменательным моментом концерта явилась премьера хорового сочинения «Хвалите имя Господне», созданного солистом ансамбля Антоном Петровым (род. 1976). «Хвалите имя Господне», – пели «Святые Семичисленники», при этом, несомненно, воздавая хвалу и самой замечательной идее Пасхального фестиваля, который в следующем году справит свой 10-летний юбилей. Журналисту же, зафиксировавшему свои впечатления от трех обсуждавшихся концертов, остается только воздать должное «отцам»-основателям и организаторам фестиваля, ведь сегодня представить без него весеннюю музыкальную жизнь Москвы уже совершенно невозможно!