Обаяние молодости на западный манер

Рецитал Екатерины Сюриной в Москве

Екатерина Сюрина

В Москву все чаще возвращаются те вокалисты, кто из нее уехал однажды, чтобы сделать международную карьеру и весьма в этом преуспел. Возвращаются ненадолго – всего на один-два концерта, на одно-два выступления в текущем репертуаре московских театров. Но тенденция такая определенно существует: спеть на родине, в городе твоего первого успеха – ответственно и приятно одновременно. Давно пора под эти цели организовать отдельный филармонический абонемент – страна должна знать своих героев!

Пока же в Московской филармонии организован абонемент с несколько иной идеей: «Оперные звезды России». В этом сезоне в него включены четыре концерта. Два из них – Дмитрия Корчака и Динары Алиевой уже состоялись. Концерт Василия Ладюка отложен до лета. А по весне столицу посетила Екатерина Сюрина.

Чем определяется именно такой подбор вокалистов в абонемент – сказать сложно. У Корчака и Сюриной – уже сложившаяся международная карьеры, оперными звездами они вполне уже могут именоваться, но вот географическое дополнение в названии абонемента в данном случае скорее говорит о том, что эти певцы представляют Россию на зарубежных сценах. Динара Алиева пока на широкую международную карьеру не вышла, ее успехи – в большей степени нашего российского, даже московского масштаба, хотя, безусловно, певица она превосходная и уже завоевавшая заслуженную симпатию публики. Василий Ладюк находится где-то между названными позициями: пока еще его отечественные выступления более значимы, чем зарубежные, хотя он последнюю компоненту стремится развивать, и немало в этом преуспел.

Чем реально абонемент объединяет исполнителей – так это молодость вокалистов. Все они принадлежат приблизительно к одному поколению, поют на оперной сцене сравнительно недавно, но все уже действительно добились значительных результатов: их имена заметны на отечественной и зарубежной афише.

Звезда Екатерины Сюриной зажглась на излете прошлого века, когда юная студентка РАТИ дебютировала на сцене столичной «Новой оперы» в партии Джильды в памятной постановке Евгения Колобова оперы Дж. Верди «Риголетто» со звездным Дмитрием Хворостовским в титульной роли. Сразу после той премьеры о Сюриной заговорили – и совершенно справедливо, ибо ее природная грация, умение держаться на сцене, а самое главное – хрустальный, обаятельный голос взяли в плен московскую публику сразу. Карьера Сюриной в «Новой опере» была не особо продолжительной, хотя она и спела здесь такие значительные партии как Снегурочку и Марию Стюарт в одноименных операх Римского-Корсакова и Доницетти. Отлично сделанный голос призывно потребовали сцены Европы и Америки. Там же за океаном Екатерина нашла свою вторую половину – американского тенора Чарльза Кастронову, с которым ныне выступает по всему миру. В преддверие нового 2011 года супруги дали концерт со своим давним патроном Хворостовским на сцене Кремлёвского дворца съездов.

Для сольного московского рецитала была выбрана программа, которую совершенно строго можно разделить на две части – в соответствие с отделениями концерта: Моцарт и итальянцы. В первой части вечера прозвучали арии Илии, Памины, Церлины, Сюзанны – хрестоматийные героини (пожалуй, лишь женский образ из «Идоменея» - пока относительная редкость в нашем отечестве), все очень разные, но все стилистически очень точные, изящные, филигранные по нюансировке. Здесь светлый лирический голос Сюриной, аккуратный и звонкий, был совершенно на своем месте. Исполнение подкупало теплотой и искренностью, в меру кокетством, в меру «характером» и решительностью изображаемых героинь.

Вторая часть вечера была отдана во власть бельканто. Аккуратный голос Сюриной подходит (по крайней мере, сегодня) только для лирико-колоратурного репертуара, поэтому беллиниевские Джульетта и Амина прозвучали превосходно – тонко и звонко, мягким звуком, с достаточным владением колоратурной техникой. Пожалуй, лишь крайние верхние ноты не все вышли идеальными. Однако более драматические партии бельканто пока - вне территории Сюриной.

Равно как и совершенно неубедительным было «хождение» певицы на территорию меццо: вместо заявленной доницеттиевской Норины из «Дона Паскуале» артистка исполнила знаменитую каватину Розины из «Севильского цирюльника», причем в редакции для меццо. Такой выбор показался более чем странным: конечно, есть традиция исполнения этой партии легкими сопрано, криминала тут никакого нет. Но уж если браться за эту партию (и арию из нее), то и исполнять легкому голосу ее следовало бы в редакции для колоратурного сопрано, с раскладками пассажей наверх, со вставными верхними нотами и пр. Чтобы, так сказать, блеснуть. Сюрина же пела меццовую оригинальную версию с ходками в малую октаву. Где ее голос совершенно терялся за оркестром: звучал совершенно неубедительно, несмотря на весь артистизм, природную грацию и абсолютно симпатичное кокетство молодой певицы.

Увы, в концерте не прозвучало ни одной русской арии, а единственный бисом стала знаменитая лукавая мольба Лауретты из «Джанни Скикки» Пуччини, прозвучавшая лирично, но в то же время на максимуме голосовых возможностей певицы: далее по пути освоения веристкого репертуара Сюриной, пожалуй, ходить не стоит – разве что Мюзетта в «Богеме» или Вальтер в «Валли»… Но не более того.

Аккомпанировал певице Национальный филармонический оркестр России под руководством своего шефа Владимира Спивакова: сопровождение удалось на славу во всех ариях, Спиваков везде очень выгодно подавал певицу, помогал ей – не его беда, что ее колоратуры пробуксовывали в каватине Розины из-за неподходящей для ее легкого голоса тесситуры. Сольно оркестр исполнил две моцартовские увертюры (из «Милосердия Тита» и «Директора театра»), две россиниевские (из «Севильского цирюльника» и «Синьора Брускино»), а также на бис - знаменитое интермеццо из «Сельской чести», в целом подтвердив высокий класс своего профессионализма.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама