Российские исполнители «Страстей по Матфею» не уступили немцам

И.С. Бах «Страсти по Матфею». 11.01.2015. Фото — Даниил Кочетков

«Крещенский фестиваль в Новой Опере» открылся 11 января 2015 года грандиозной, вероятно, самой великой звуковой фреской в истории музыки, сравнимой разве что со «Страшным судом» Микеланджело в Ватикане — «Страстями по Матфею» для солистов, двух хоров и двух оркестров Иоганна Себастьяна Баха.

Впервые «Страсти по Матфею» прозвучали под управлением автора в Великую Пятницу 11 апреля 1729 в церкви Св. Фомы и предназначались для исполнения ещё и в церкви св. Николая в Лейпциге, в которой И. С. Бах также служил кантором.

В литературной основе всех «Страстей по Матфею» лежат 26 и 27 главы Евангелия от Матфея в лютеровском переводе на немецкий язык, текст которых идёт речитативом. Хоры, хоралы и арии служат или поэтическим комментарием к евангельским текстам и событиям — или монологами их участников. Тексты для этих номеров написаны Пикандером. Некоторые слова Бах заимствовал из текстов Барнольда Генриха Брокеса для своих же «Страстей по Иоанну», написанных ранее, и Соломона Франка — либреттиста Баха его веймарского периода.

Всего «Страсти по Матфею содержат 78 номеров, разбитых на две части.

Первая пелась на утрене, вторая — во время обедни.

И.С. Бах «Страсти по Матфею». 11.01.2015. Фото — Даниил Кочетков

В год 330-летия со дня рождения И. С. Баха «Страсти по Матфею» были исполнены солистами, хором и оркестром «Новой Оперы» под управлением главного дирижёра театра Яна Латама-Кёнига (Великобритания).

Исполнители:
Сопрано – Ольга Ионова;
Альт – Валерия Пфистер;
Тенор – Георгий Фараджев;
Бас – Максим Кузьмин-Караваев;
Иисус – Евгений Ставинский (бас);
Евангелист – Георгий Фараджев;
Пётр – Сергей Каныгин (бас);
Иуда – Эдуард Бабий (бас);
Понтий Пилат– Кирилл Троицкий (бас);
Жена Пилата – Елена Хорошенина (сопрано);
Первосвященник Каиафа – Иван Петров (бас);
Два первосвященника – Павел Пфистер и Иван Петров (басы);
Свидетели – Татьяна Метелина (альт) и Андрей Стебеньков (тенор);
Служанки – Екатерина Большунова и Наталья Кириллова (сопрано);
Хор Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия» им. Г. А. Струве.
Режиссёр – Алексей Вэйро.

И.С. Бах «Страсти по Матфею». Иисус — Евгений Ставинский. 11.01.2015. Фото — Даниил Кочетков

Московским слушателям было с чем сравнивать это исполнение. Незадолго до того – 25 ноября – «Страсти по Матфею» прозвучали в Зале им. Чайковского в исполнении немецкого Bach Ensemble Helmuth Rilling, международного состава солистов, российских хоров под управлением выдающегося знатока и исполнителя музыки Баха Гельмута Риллинга. В каком-то смысле исполнение Риллинга можно считать на сегодняшний день эталонным; и стало оно одним из самых заметных событий московского музыкального сезона 2014/15 гг.

Смею утверждать, что исполнение «Страстей по Матфею» целиком силами «Новой Оперы» п/у Латама-Кёнига не только выдерживает сравнение с риллинговым эталоном, но и ни в чём ему не уступает. Отвлекаясь от равенства чисто музыкальных оценок, такое почти совершенное исполнение, которое мы услышали в «Новой опере», — даже большее событие, нежели исполнение Риллинга, именно в силу того, что оно сделано своими (кроме дирижёра) силами.

Главным героем этого совершенно неординарного события стал дирижёр.

Именно он собрал это почти трёхчасовое действо в целостное произведение, концептуально единое, точно выстроенное драматургически.

И.С. Бах «Страсти по Матфею». 11.01.2015. Фото — Даниил Кочетков

Я не припомню, чтобы наши исполнители достигали в этом жанре такой точности стиля и безупречности вкуса. Если с чем это и можно сравнить по качеству, стильности и вкусу, то только с «Тристаном и Изольдой» Р. Вагнера в той же «Новой опере» п/у Латама-Кёнига. А в вокально-хоровом жанре мне припоминается исполнение «Реквиема» Моцарта в концерте памяти выдающегося хорового дирижёра Бориса Тевлина 6 сентября 2012 года. Тогда солисты, Госоркестр им. Е. Ф. Светланова, Камерный хор Московской консерватории (худ. руководитель Александр Соловьёв) и хор «Мастера хорового пения» (худ. руководитель Лев Конторович) выступили под управлением Владимира Юровского.

Возвращаясь к рецензируемому концерту, нельзя не отметить весьма удачное выступление солистов. Они выступили ровно и слаженно.

Очень хорошо провёл свою огромную партию Евангелиста Георгий Фараджев.

Его речитативы лились свободно и благоговейно. Мелкие помарки (типа нескольких расхождений с оркестром) не меняют общего восхищения его колоссальным трудом.

И.С. Бах «Страсти по Матфею». Евангелист, тенор — Георгий Фараджев. 11.01.2015. Фото — Даниил Кочетков

Все остальные главные солисты: Ольга Ионова, Валерия Пфистер, Максим Кузьмин-Караваев показали себя с лучшей стороны. Пфистер прекрасно исполнила самую известную арию альта из «Страстей по Матфею» «Erbarme dich, Mein Gott» («О Боже, милостив мне буди!..»).

Не совсем понятна во всём этом роль режиссёра.

Разве только в том, что Евангелист пел в основном сидя, и хор сидел на стульях, а детский хор на полу? Или что хористы перед началом продефилировали через зал со старыми чемоданами разного калибра? Никакого видимого отношения к событиям, развернувшимся на сцене и в музыке, эти чемоданы не имели. Вопреки заветам классика, это «ружьё» так и не выстрелило. Зачем их тащили на сцену — так и осталось загадкой. А уж распятие почти на авансцене выглядело бутафорским и явно буквалистски излишним.

Быть может, в годы первых исполнений в XVIII веке театрализация и была уместна, но начало нашего века призывает к большей сдержанности. С некоторой натяжкой можно считать режиссурой то, что хористы были не в концертных костюмах, а в повседневном платье, символизируя толпу. Но мои опасения излишней изобретательности режиссуры, слава Богу, не оправдались — и музыке она не мешала.

Автор фото — Даниил Кочетков / Новая Опера

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама