Ильдар Абдразаков и Василий Ладюк спелись в ансамбле

«Дуэт двух басов» – знаменитый номер для баса и баритона «Il rival salvar tu dei … Suoni la tromba» из «Пуритан» Беллини, и на открытии II Музыкального фестиваля Василия Ладюка «Опера Live» он прозвучал в исполнении Александра Цымбалюка и самогó хозяина фестиваля.

На сей раз «дуэт двух басов» – один из концертов фестивального цикла нынешнего года: этот незабываемый вечер состоялся 11 декабря в Большом зале Московской консерватории. Наверное, заполучить для участия в нем роскошного баса Ильдара Абдразакова, великолепного интерпретатора итальянской, французской и русской музыки, находящегося сегодня на взлете международной карьеры и в расцвете вокальной формы, было непросто. Но – надо отдать должное организаторским способностям Василия Ладюка – это ему удалось!

К немалой радости меломанов, очарование от вечера выдалось удвоенным,

ведь голоса исполнителей, прекрасно сочетаясь, являли тембральное благородство и гармоничное слияние в ансамбле. Их отличала высочайшая культура академического звуковедения, великолепная фразировка, интонационная выразительность. Их кантиленную пластичность и подвижную мягкость звучания мы смогли ощутить в трех последовательно представленных репертуарных блоках – Верди, Гуно и Россини.

За дирижерский пульт Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского (художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Федосеев) встал Димитрис Ботинис, а хоровую поддержку проекту оказал Академический Большой хор «Мастера хорового пения» п/р Льва Конторовича.

Музыке Верди было отведено всё первое отделение.

Открыли его интродукция и хор ведьм из «Макбета», номер довольно редкий для концертного репертуара, а потому внесший в программу вечера неожиданно яркую и свежую музыкальную краску. Не обошлось и без привычных «народных» хитов – триумфального марша из «Аиды» и хора плененных иудеев из «Набукко». Прозвучали и арии из двух ранних опер композитора.

Ильдар Абдразаков впечатляюще многопланово и музыкально прочувственно представил арию Аттилы – грозного правителя гуннов в V веке – из одноименной оперы (1846), а Василий Ладюк в арии Станкара из «Стиффелио» (1850) сумел создать психологически тонкий портрет страдающего отца, честь дочери которого оказалась поруганной.

Двумя изюминками программы стали ансамбли этих исполнителей:

мы услышали дуэты Родриго и Филиппа из итальянской редакции «Дона Карлоса», а также Эцио и Аттилы из пролога «Аттилы». Номера для баритона (Родриго, Эцио) и баса (Филипп, Аттила) – абсолютно полярные по своей музыкальной стилистике – стали впечатляюще мощным контрастом между стилями зрелого и раннего Верди. При этом драматургически мрачный дуэт Родриго и Филиппа, номер далекий от парадной концертности, предстал как хорошо знакомая нам фундаментальная музыкальная фреска, высветившая глубокие чувственные переживания «собеседников».

Напротив, романтико-героический по своему настрою дуэт Эцио и Аттилы – на самом деле безуспешная политическая попытка римского полководца Аэция (Эцио) договориться с Аттилой о неприкосновенном статусе Италии – оказался мелодически красочной, наполненной живыми человеческими эмоциями и страстями пьесой в стилистике захватывающе рафинированного бельканто.

Второе отделение открыла сюита балетной музыки «Вальпургиевой ночи» из оперы «Фауст» Гуно,

а Василий Ладюк исполнил каватину Валентина из нее и арию Меркуцио из другой лирической оперы Гуно «Ромео и Джульетта». Ильдар Абдразаков спел всего одну французскую арию – знаменитые куплеты Мефистофеля всё из того же «Фауста», – но зато в блоке Россини подарил нам две его арии – Мустафы из «Итальянки в Алжире» и Дона Базилио из «Севильского цирюльника». Соответственно, единственной арией Россини в исполнении Василия Ладюка стала не менее знаменитая каватина Фигаро.

В обсуждаемый вечер оркестр сыграл также увертюру к россиниевской «Итальянке в Алжире», и этот коллектив под управлением маэстро Димитриса Ботиниса, в целом, оказался на высоте как в плане аккомпанемента солистам и хору, так и в стопроцентно оркестровых номерах. Полноценный творческий результат показали и «Мастера хорового пения».

После экскурса, в основном, в раннее творчество Верди оба певца-солиста заявили о себе как о чутких проводниках и стиля Гуно, и стиля Россини.

Изысканно утонченная, весьма прихотливая лирика Гуно и искрометная буффонада комических партий Россини удались им в этот вечер одинаково превосходно

— большие мастера в большом оперном репертуаре большими мастерами остались и на сей раз.

А в финале этой до мозга костей классической оперной программы нас ожидал сюрприз. После популярнейших сольных бисов – элегичной «Запретной мелодии» Гастальдони в интерпретации Василия Ладюка и темпераментной «Гранады» Лары в интерпретации Ильдара Абдразакова – в дуэте на бис музыканты, словно решив разорвать оковы оперной академичности, спели «на двоих» хрестоматийные куплеты Эскамильо из оперы Бизе «Кармен».

И сия затея им, несомненно, удалась! В восторге от нее были все – и меломаны, и широкая публика, тотчас же узнавшая еще один свой любимый хит, и, кажется, сам Бизе, с улыбкой взиравший на это с Небес…

Фотограф — Даниил Кочетков

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама