Примадонна с высокой социальной ответственностью

«Джоконда» Понкьелли на Зальцбургском Пасхальном фестивале

«Джоконда» Амилькаре Понкьелли — образец большой мыльной оперы с безответными влюблённостями, интригами, коварствами и самопожертвованиями. Главная героиня певица-танцовщица Джоконда любит моряка-судовладельца Энцо, который любит Лауру, которая замужем за Альвизе, которому служит Барнаба, который любит Джоконду, которая любит Энцо, который ждёт на свидание Лауру, на которую доносит Барнаба, из-за которого Альвизе решает отравить Лауру, которая спасает мать Джоконды. Джоконда сначала хочет убить Лауру как свою соперницу, но потом спасает её от отравления, подменяя бутылёк с отравой на мощный анестетик, и, похитив тело обездвиженной Лауры, позволяет ей сбежать с Энцо, свободу которого покупает у Барнабы в обмен на обещание ему отдаться, но в последний момент закалывает себя на глазах у Барнабы, который признаётся Джоконде, что утопил её слепую мать, которую до этого спасла Лаура. И всё это буквально на площади Сан-Марко в Венеции.

Совместную постановку Пасхального фестиваля в Зальцбурге, Королевского Оперного дома Ковент Гарден и Афинской Национальной оперы осуществил руководитель Королевской оперы Оливер Милс. Режиссёр оставил венецианский антураж в форме узнаваемых аркад и пирсов (сценография Филиппа Фюрхофера), но перенёс действие в наши дни, превратив венецианское население в безвкусно одетую толпу круизных заокеанских туристов в грубых шортах и летних рубашках (костюмы Аннемари Вудс).

Декоративно было всё убедительно, педофильная пластическая интродукция, рассказывающая про домогательство Барнабой юного тела Джоконды, вводит зрителей в курс дела и делает розовую сладкую вату на палочке символом похотливых намерений угощающего. Эти режиссёрские нововведения слабо помогают разобраться в сюжете неподготовленному наблюдателю, но опера А. Понкьелли сложна не только сюжетно, но и вокально. И главным вызовом, конечно, является главная партия.

Анна Нетребко убедительно справляется со всеми коварностями амплитудной партии Джоконды, используя свои фирменные ферматы на пиано и в целом культурно работая с тесситурой. Басовитость низов кажется драматургически убедительной, а лёгкая неровность звука вполне укладывается в границы допустимых погрешностей живого вокала и с лихвой компенсируется знакомыми ещё с «Травиаты»-2005 беспроигрышными и узнаваемыми танцевальными и актёрскими приёмами певицы, которая демонстрирует не только прекрасную вокальную форму, но и вновь ослепительную модельную внешность.

В партии Лауры блистательно выступила швейцарская сопрано Эва-Мо Юбо. В исполнении певицы мы видим отмеченный решительностью музыкально-артистический образ цельной и решительной женщины, способной встать на защиту несправедливо обвиняемой матери Джоконды и ценой собственной жизни нести ответственность за свою страсть к любимому человеку.

Любимый человек, между тем, стал, пожалуй, самым предсказуемым разочарованием вечера. Партия Энцо в исполнении Йонаса Кауфмана прозвучала с диффузной усталостью в среднем регистре, с неустойчивостью звуковедения и едва заметным намёком на былое мастерство.

Великолепно прозвучал баритон Лука Сальси в партии негодяя Барнабы: негодяи у Сальси всегда получаются мрачно убийственными. Прекрасен был в партии инквизитора Альвизе бас Тарек Назми.

Отдельно хотелось бы отметить изумительной красоты голос польской меццо-сопрано Агнешки Рехлис, исполнившей партию Слепой (матери Джоконды): сияющий тембр певицы в обрамлении вокала высочайшего уровня произвел неизгладимое впечатление.

Оркестр и хор Академии Санта Чечилия, а также Хор Баха и Детский фестивальный хор под управлением маэстро Антонио Паппано продемонстрировали идеальную слаженность и чувство стиля.

По замыслу режиссёра в финале главная героиня закалывает не себя, а негодяя, который её преследует с детства и домогается самыми бесчеловечными способами: насилием, соблазнением, шантажом. И если общая концепция спектакля, как и всей оперы Понкьелли, трудно поддаётся однозначной оценке (аляповатая драматургия мыльной попсы редко претендует на серьёзный художественный анализ), то столь радикальное изменение финала оперы и демонстрация гражданской сознательности и социальной ответственности главной её героини не может не восхищать: зло должно быть и будет наказано, собаке собачья смерть. Молодец, Джоконда! Так держать!

Автор фото — Bernd Uhlig

Студия живописи «Воздух» приглашает на мастер-класс по рисованию спб. У нас вы почувствуете радость творчества в дружном и творческом коллективе, сможете написать картину всего за три часа масляными красками на профессиональном холсте.

реклама