Игорь Стравинский. Балет «Поцелуй феи»

Композитор
Год создания
1928
Дата премьеры
27.11.1928
Жанр
Страна
Россия
Балет «Поцелуй феи» © Bill Cooper

«Поцелуй феи» (фр. Le baiser de la fée) — одноактный балет в 4 картинах Игоря Стравинского.

Сценарист (по Г.-Х. Андерсену) И. Стравинский, балетмейстер Б. Нижинская, художник А. Бенуа, дирижер И. Стравинский.

Премьера состоялась 27 ноября 1928 году в труппе «Балет Иды Рубинштейн», Париж.

Действующие лица:

• Фея
• Молодой человек
• Невеста молодого человека
• Мать с ребенком
• Эльфы — свита Феи, крестьяне, музыканты на сельском празднике, подружки Невесты

Действие происходит в сказочном мире и в Стране вне времени и пространства.

«Колыбельная в бурю. (Пролог.) Сквозь снег и метель с трудом бредет женщина, укачивая на руках ребенка. Появляются эльфы из свиты Феи и начинают преследовать ее. Они отнимают ребенка у матери и уносят. Появляется Фея, подходит к ребенку и нежно ласкает его. Запечатлев на его лбу поцелуй, Фея удаляется. Ребенок один. Мимо проходят крестьяне. Они замечают ребенка, ищут повсюду его мать, но безуспешно, и очень огорченные берут его с собой.

Сельский праздник. На сцене играют музыканты, крестьяне пляшут. Среди пляшущих — Молодой человек и его Невеста. Музыканты и толпа крестьян расходятся. Невеста тоже уходит с ними, а Молодой человек остается один. К нему подходит Фея под видом цыганки. Она гадает ему по руке, затем начинает танцевать, постепенно подчиняя своей воле. Она говорит Молодому человеку о его любви и предсказывает большое счастье. Воодушевленный ее словами, Молодой человек просит цыганку отвести его к Невесте.

На мельнице. Фея ведет Молодого человека на мельницу. Там его Невеста веселится и играет с подружками. Фея исчезает. Все танцуют, затем Невеста уходит с подружками, чтобы надеть фату. Молодой человек остается один.

Сцена. Появляется Фея. На ней фата. Молодой человек думает, что это его Невеста. В восхищении он подходит к ней и в страстных выражениях говорит о своей любви. Вдруг Фея срывает с себя фату. Молодой человек потрясен своей ошибкой. Тщетно пытается он освободиться от чар Феи — он бессилен перед ними. Его сопротивление сломлено, он во власти волшебства. Фея уносит его далеко — в Страну вне времени и пространства.

Колыбельная страны вне времени и пространства. (Эпилог.) Перед огромной декорацией, изображающей бескрайние просторы небес, группируются эльфы из свиты Феи в медленных и плавных движениях. На возвышении появляются Фея и Молодой человек. Под звуки колыбельной Фея дарит ему второй поцелуй — на этот раз она целует его ступню»

Игорь Стравинский

История создания

После создания балета «Аполлон Мусагет», который был закончен в 1928 году и тогда же поставлен труппой Дягилева, Стравинского привлек новый замысел. В этот период он стремился обращаться к протяженным мелодиям, внимание к которым за предшествующее время было утеряно. Об этом внимании к мелодии Стравинский писал позднее в «Хронике моей жизни» в связи с «Аполлоном Мусатетом», в котором вдохновлялся музыкой XVIII века. Теперь же композитора привлекла идея написать балет на основе мелодизма Чайковского. Приближалось тридцатипятилетие со дня смерти Чайковского, горячо любимого Стравинским, и он решил отметить эту дату.

Либретто, в основу которого легли некоторые сюжетные мотивы сказки X. К. Андерсена (1805—1875) «Ледяная дева», он писал сам с помощью художника А. Бенуа (1870—1960), который занялся и оформлением балета. Вопреки сложившейся традиции, Стравинский не хотел, чтобы его новый балет, подобно предшествовавшим, был поставлен труппой Дягилева. Впоследствии он писал: «Модернизм» во что бы то ни стало, в котором сквозила боязнь потерять передовое положение; поиски сенсации; неуверенность в выборе дальнейшего пути — все это создавало вокруг Дягилева нездоровую атмосферу, с которой он мучительно боролся. Все это вместе взятое мешало мне разделять многое из того, что он делал, и наши отношения в силу этого становились менее откровенными...»

Написанный очень быстро, «Поцелуй феи» был поставлен сестрой знаменитого Вацлава Нижинского Брониславой Нижинской (1891—1972) на сцене театра Grand Opera. Нижинская окончила Петербургское балетное училище в 1908 году и была принята в Мариинский театр, из которого ушла в 1911 году в знак протеста против увольнения брата. Еще до того, начиная с 1910 года, она выступала в спектаклях Русских сезонов Дягилева в Париже, некоторое время танцевала в лондонской антрепризе В. Нижинского, которую тот организовал после ухода от Дягилева. С 1915 по 1921 год Нижинская танцевала и преподавала в Киеве, но затем вернулась к Дягилеву, у которого поставила несколько балетов. Окончательно расставшись с Дягилевым, Нижинская работала балетмейстером во многих театрах, в том числе — в труппе Иды Рубинштейн.

Премьера «Поцелуя феи» состоялась 27 ноября 1928 года. Обиженный Дягилев отозвался о спектакле крайне отрицательно. Однако балет получил длительную жизнь на сценах США, Англии, Германии, Нидерландов, Южной Америки. В Советском Союзе, где Стравинского власти объявили «столпом модернизма», «Поцелуй феи» был поставлен на большой сцене только в Таллине (1971). В Ленинграде его постановка была осуществлена силами Хореографического училища в качестве выпускного спектакля в 1970 году, но лишь через три десятилетия «Поцелуй феи» вошел в репертуар Мариинского театра.

В 1950 году композитор осуществил новую редакцию «Поцелуя феи», которая была опубликована сначала в Англии, а затем и в Москве. Партитуре композитор предпослал следующие строки: «Посвящаю этот балет памяти Петра Ильича Чайковского. Балет имеет аллегорический смысл — ведь муза Чайковского сродни этой фее. Подобно фее, муза отметила Чайковского своим поцелуем, печать которого лежит на всех творениях великого художника».

Музыка

В этом балете композитор тонко использует мелодические обороты Чайковского, подчас обостряя их, объединяя в единое целое, применяя метод своего рода мозаики. Блестяща его техника сочетания различных мотивов. По существу, Чайковский в «Поцелуе феи» подчиняет себе творца балета, его облик выявлен в музыке ярче, чем облик самого Стравинского.

В прологе использована «Колыбельная в бурю» Чайковского, привлечены также отдельные мотивы из Баллады Томского и песни «Зимний вечер» (пантомима). В сцене деревенского праздника звучат мотивы из Юморески для фортепиано, пьесы «Мужик на гармонике играет» из «Детского альбома» и «Ната-вальс» (в основном — массовые сцены). Начало следующей картины является тонкой имитацией симфонического антракта «Спящей красавицы», далее слышны отзвуки одной из частей Третьей симфонии, Ноктюрна для фортепиано и Серенады. В финале в качестве основной темы звучит мелодия романса «Нет, только тот, кто знал». Завершает балет, словно заключая его в изящную рамку, снова тема «Колыбельной в бурю».

Л. Михеева


Стравинский. Балет «Поцелуй феи» / Le baiser de la fée

Рубинштейн Ида Львовна (1883-1960) происходила из известной семьи банкиров. В 1904-1907 годах она занималась на Драматических курсах при Императорском Малом театре. Брала частные уроки танца у Михаила Фокина. Участница парижских спектаклей дягилевской антрепризы (1909, 1910). В 1911-1939 годах выступала как французская драматическая актриса в собственной антрепризе. Создала компанию «Балет», которая просуществовала в течение 1928-1934 годов, инициируя крупнейших деятелей искусства к созданию новых произведений. За ее большой вклад во французскую культуру Ида Рубинштейн была награждена Орденом Почетного легиона.

Одним из людей, вдохновивших Рубинштейн на создание балетной труппы, был Александр Бенуа, только что эмигрировавший из России. Он был не только художником всех спектаклей, но и инициатором многих проектов. Именно он посоветовал Игорю Стравинскому, когда Рубинштейн заказала композитору новый балет, посвятить его Чайковскому, 35 лет со дня смерти которого было близко ко дню премьеры.

В основу сюжета композитор положил сказку Ганса-Христиана Андерсена «Ледяная дева». Стравинский предпослал партитуре балета предисловие: «Я посвящаю этот балет памяти Петра Чайковского, отчасти потому, что вижу родство его музы с феей этой аллегории. Муза точно также отметила великого артиста своим роковым поцелуем, таинственная печать которого ощутима во всех его творениях». Среди сочинений Чайковского, явно использованных Стравинским в балете, — романсы «Колыбельная песня в бурю», «Нет, только тот, кто знал» и фортепианные пьесы «Юмореска», «Ната-вальс», «Мужик играет на гармонике», «Листок из альбома». Кое-что, например фрагменты из «Спящей красавицы», дано лишь намеком.

Несмотря на столь пестрый материал, музыку «Поцелуя феи» отличает стилистическая цельность и свежесть, красочность и сочность. Композитор не считал нужным, подобно Чайковскому, персонифицировать музыкальные образы балета. Жанровые сцены перемежаются с фантастическими, что давало простор фантазии хореографа. Стравинский мечтал о классическом балете в духе «Аполлона», где, однако, ирреальные персонажи щеголяли бы в белых пачках, а традиционно балетные поселяне исполняли «свои» крестьянские танцы.

Хореограф балета Бронислава Нижинская (1891-1972) — младшая сестра гениального танцовщика Вацлава Нижинского. Интересная характерная танцовщица Мариинского театра, позже дягилевской труппы. В 1920 годах ставит в «Русском балете Сергея Дягилева» ряд разноплановых балетов, среди которых выделяется «Свадебка» (1922) — один из лучших хореографических спектаклей всего XX века. Именно Нижинскую Рубинштейн пригласила собрать новую труппу и поставить новые спектакли. Возглавлять новый коллектив и исполнять главные партии должна была сама Ида Рубинштейн, хотя в 35 лет ее облик был далек от знакомого всем серовского портрета. Сказывалось также отсутствие у танцовщицы настоящего хореографического образования.

Сама труппа, создававшаяся как конкурент дягилевскому коллективу, была весьма пестрой. Основу составили артисты бывшей труппы Нижинской: премьеры еще «мариинской пробы» — Людмила Шоллар (1888-1978) и Анатолий Вильтзак (1896-1998), а также Николай Сингаевский, Евгений Унгер, Евгений Лапицкий. В труппе доминировали русские артисты (Анна Федорова, Нина Кандина, Нина Тихонова, Давид Лишин и другие), но были и поляки, эстонцы, болгары, американцы, швейцарцы, румыны, датчане. Среди англичан выделялся будущий знаменитый хореограф Фредерик Аштон.

Брониславе Нижинской приходилось самой проводить уроки классики, стремясь подтянуть разношерстный состав, ставить новые балеты, в которых именно танец, а не пантомима, занимал центральное место. Нервозность репетиций создавалась из-за несоответствия высоких требований Нижинской и слабой профессиональной подготовкой многих артистов. Печальный пример подавала сама хозяйка. Ехидные девицы из кордебалета заключали пари — удастся ли Рубинштейн пересечь всю сцену «на пальцах».

О самой постановке сохранилось мало сведений. Известно, что основные партии исполняли Ида Рубинштейн (Фея), Анатолий Вильтзак (Юноша), Людмила Шоллар (Невеста). Стравинский дипломатично вспоминал, что «некоторые моменты были удачны и достойны таланта Нижинской». По свидетельству Сержа Лифаря, Дягилев писал ему после посещения премьеры «Поцелуя феи»: «Только что вернулся из театра с головной болью от ужаса всего, что видел». Но можно ли доверять конкуренту, тем более такому необъективному, как Дягилев? Фактом явился лишь окончательный разрыв великого импресарио со «своим первым сыном» — Игорем Стравинским. Балет «Поцелуй феи» прошел два раза в Париже и три на гастролях, после чего хозяйка труппы сняла его с репертуара.

Дальнейшая судьба балета была более удачной. В 1933 году Нижинская повторила свою постановку в театре «Колон» (Буэнос-Айрес). В Лондоне «Поцелуй феи» (точнее «The Fairy's Kiss») ставили дважды: в 1935 в «Сэдлерс-Уэллс» (балетмейстер Ф. Аштон, совсем молоденькая Марго Фонтейн в роли Невесты) и в 1960 в Королевском балете (балетмейстер К. Макмиллан). Джордж Баланчин обращался к балету Стравинского неоднократно. В 1937 году в Нью-Йорке, в 1940 году в «Русском балете Монте-Карло», в 1947 году в Парижской Опере, в 1950 году в своем «Нью-Йорк Сити бэллей» и, наконец, там же в 1972 году как бессюжетный «Дивертисмент из „Поцелуя феи"».

Из других хореографов можно отметить постановку Джона Ноймайера со своим сценарием и добавлением другой музыки Чайковского (1972, Франкфурт-на-Майне). В родном для Стравинского городе на Неве «Поцелуй феи» в 1970 году поставил для выпускного спектакля ЛХУ хореограф Георгий Алексидзе, а в 1998 году для труппы Мариинского театра — Алексей Ратманский. Последний спектакль, несмотря на участие в премьере Ульяны Лопаткиной (Фея), Вячеслава Самодурова (Юноша) и Маргариты Куллик (Невеста), не смог надолго задержаться в репертуаре театра.

А. Деген, И. Ступников

реклама

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Реклама