Zéphire et Flore
Анакреонтический балет в 2 актах.
Композитор Ф. Венуа, сценарист и балетмейстер Ш. Дидло, художник П. Сисери, дирижер Ф. Венуа.
Премьера состоялась 12 декабря 1815 года в Парижской Опере.
Сюжет
1. Густой лес. Зефир слетает с Амуром, держа его в своих объятиях. Они расходятся в поисках Флоры. Вскоре Зефир встречает ее и клянется ей в любви и верности. Флора, зная непостоянство ветреника, несмотря на свою к нему нежность, уклоняется ответить на усиленные убеждения его страсти. Она хочет удалиться, но Зефир срывает прекраснейшую из роз, и Флора прельщается ее. Зефир играет с цветком и затем дарит его Флоре, которая, страшась быть принужденною оказать ему малейшую услугу, удаляется и запрещает следовать за собой. Амур возвращается, и Зефир просит у него содействия своей страсти к Флоре. Амур обещает, но указывает тому на спящих нимф.
Непостоянный Зефир тут же забывает все свои клятвы верности. Разбуженная дуновением Зефира нимфа Клеиза обращает свои взоры к прекрасному богу, который порхает вокруг нее, помахивая своими прозрачными крыльями и развивая волнистые кудри юной нимфы. Амур, шутя над непостоянством ветреника, показывает Зефиру другую нимфу — Аглаю. Клеиза горюет от неверности изменника. Амур указывает Аглае на целующихся голубей, давая ей первый урок любви. Аглая трепещет, и Зефир дарит ей первый поцелуй. Аглая пытается убежать, но прекрасный сын Авроры удерживает ее, и нимфа не в силах противиться.
Чтобы разрушить это сладостное свидание, Амур будит остальных нимф. Зефир улетает в толпу нимф, и все попеременно привлекают его. Тихую и быстроногую Еригону сменяет томная и нежная Аминта. Но в ту же минуту Амур извещает Зефира, что Флора возвращается. Нимфы не хотят отпустить его. Зефир продолжает шутить с ними, составляет из них группу вокруг себя, и с насмешкой улетает от них. Нимфы клянутся отомстить неверному.
2. Появляется Флора. Нежность привела ее к месту, где она покинула Зефира. Она не находит его, и ее взоры обращаются к кусту роз. Флора берет лейку и спешит освежить водой благоухающие цветы. Приходят пастушки и просят участвовать в их играх. Шум прерывает танцы тихих и радостных групп. Это нимфы приносят жалобы на изменника, и Флора плачет от негодования. Все утешают ее и обвиняют во всем появившегося Амура. Тот оправдывается и обещает помогать их мщению. По его указанию все прячутся, кроме Клеизы.
Порхая над вершинами деревьев, появляется Зефир. Он ищет Флору. Амур указывает ему на горестную Клеизу. Зефир готов утешить ее. Нимфа прячется под покрывалом, но просит Зефира сначала осмотреть окрестности, чтобы их никто не увидел. Зефир спешит выполнить ее просьбу, а в это время Флора становится вместо нимфы под покрывало. Возвратившийся ветреник обнимает Флору, думая, что это — Клеиза. Зефир пытается сорвать покрывало, но ложная Клеиза спрашивает его о Флоре. Он соглашается, что Флора недурна, но сейчас ему не до нее. Флора снимает покрывало — и Зефир остолбенел. Флора осыпает его упреками. Выбегают нимфы и окружают Зефира, напрасно он хочет вырваться — гирлянды спутывают ему руки и ноги. Коварный Амур отнимает у Зефира крылья и отдает их Флоре. Та улетает от неверного. Нимфы с насмешками оставляют покинутого Зефира, который не может следовать за своею любовью.
Зефир упрекает Амура. Тот обещает ему помочь, одолжив свои крылья. Увидев приближающуюся Флору, они скрываются в кустах. Флора спускается на землю и удивляется отсутствию горестного Зефира. Она зовет и ищет его. Подойдя к водопаду, Флора любуется своими крыльями. Вдруг в воде она видит Зефира, который просит о помиловании. Флора пытается улететь, но Зефир настигает ее в воздухе, обнимает ее и опускает к подножью алтаря Гименею, который уже приготовил Амур.
Дочери Гименея играют на арфах священные песни в честь бога супружества, и сама Венера приезжает с многочисленной свитой в Цитеру, куда Амур перенес новобрачных. Бахус поджидает их в великолепном гроте. Флора возвращает супругу его крылья. Блистательное празднество оканчивает сие бракосочетание, после которого Зефир уносит Флору на Олимп и представляет ее Юпитеру для получения бессмертия.
* * *
Шарль Луи Фредерик Дидло (1767-1837) родился в Стокгольме в семье французских артистов балетов. Начал учиться танцу у отца, продолжил обучение в Париже. Танцевал, а затем и ставил свои балеты в разных труппах и странах. Однако, если его постановки в Лондоне, Лионе, Стокгольме и даже в Париже были подобны ярким вспышкам пролетающей кометы, то творчество Дидло в Петербурге составило целую эпоху — эпоху Дидло, время становления русского балета. Здесь в 1801-1811 и 1816-1829 годах он не только сочиняет новые балеты и выступает (пока позволяют годы) в них как солист, но и руководит воспитанием учеников Петербургского театрального училища. В его балетах раскрылись дарования его учеников Марии Даниловой, Авдотьи Истоминой, Екатерины Телешовой, Анастасии Лихутиной, Адама Глушковского, Николая Гольца. Эти артисты смогли во многом заменить иностранных солистов, на которых до той поры держался русский балет. Из его многочисленных петербургских балетов отметим «Аполлон и Дафна» (1802), «Роланд и Моргана» (1803), «Амур и Психея» (1809), «Ацис и Галатея» (1816), «Дон Карлос и Розальба» (1817), «Венгерская хижина» (1817), «Калиф Багдадский» (1818), «Хензи и Тао» (1819), «Кора и Алонзо» (1820), «Федра» (1825). Пушкин вдохновил Дидло на «Кавказского пленника» (1823) и «Руслана и Людмилу» (1824), а Жуковский на «Сон Светланы» (1825). В 1829 году Дидло из-за конфликта с дирекцией Императорских театров был вынужден покинуть службу, но остался в России. Умер он в Киеве, был похоронен в Петербурге. Собственный дом на Троицкой улице завещал нуждающимся воспитанникам училища.
«Зефир и Флора» занимает особое место в творчестве Дидло. Первым подступом к теме стал одноактный балет-дивертисмент в Лионе (1795), затем следовали одноактные спектакли «Зефира и Флоры» в Лондоне (1796), Петербурге (1805, 1808). Композитором последних балетов был известный петербуржский итальянец Катарино Кавос. Покинув Россию в 1811 году из-за грядущей войны с Наполеоном, Дидло отправился в Лондон. «В несчастное мое путешествие в Англию вся музыка, все книги, программы, манускрипты, сочинение о танцевании, все рисунки моих балетов, — вспоминал хореограф, — все погибло в кораблекрушении. Балет „Зефир и Флора", будучи от меня востребован, я принужден был делать новую музыку. Желая, однако, сохранить сделанные уже сцены, я напевал сочинителю, взявшемуся за поставление музыки (г. Венуа), некоторые из прекрасных мотивов г. Кавоса, и он подражал оным отчасти, а отчасти делал свое».
В парижском двухактном спектакле музыка известного французского композитора Фредерика-Марка-Антуана Венуа была дополнена двумя ариями А. Хюс-Дефоржа и Ф. Лефевра. Свидетель премьеры писал: «Господин Дидло, автор балета „Зефир и Флора", имел вчера настолько же блестящий, насколько заслуженный успех. В конце спектакля он вышел сам, чтобы получить аплодисменты зрителей. Мадемуазель Женевьева Гослен и Франсуа Альбер играли и танцевали а главные роли с неподражаемым обаянием». Успех балета был так велик, что известнейший драматург Огюст-Эжен Скриб даже сочинил «к случаю» одноактную пьесу «Зефир а и Флора», в которой было немало намеков на театральные интриги вокруг этой постановки. Посетив балет, Людовик XVIII удостоил балетмейстера монаршей похвалы. Триумф Дидло на своей исторической родине был для Парижа лишь эпизодом, и хореограф, не получив желанного ангажемента, вернулся в Россию. Здесь в 1818 году он показал парижский вариант балета. Постановка часто возобновлялась в Петербурге, последний раз уже после смерти Дидло в апреле 1841 года для балерины Елены Андреяновой.
Сохраняя внешне облик мифологического спектакля, этот балет по внутреннему содержанию говорил о молодости, с ее сменой настроений, чувств, привязанностей. Говорил на своем хореографическом языке. Исследуя балет «Зефир и Флора», историк Юрий Слонимский утверждал: «Главное у Дидло — разработка собственно танцевальной динамики действия, заключенной в смене и чередовании пластических ритмоформул — поз и па, в „голосоведении", в „гармонизации" танца, в „контрапункте" его, во взаимодействии контрастов отдельных танцев и целых сюит, создающих в свой черед „подводное течение" действия — завидное, поучительное для искусства хореографической драматургии, лирической в данном случае „музыки для глаз"... Многочисленные полеты с помощью машин и проволоки, известные театру со времен эпохи Возрождения, как на придворной сцене, так и в ярмарочных представлениях, и широчайшее их двустороннее использование в качестве неотъемлемой части „зрелищного обольщения", а одновременно элемента характеристики кульминационных пунктов действия, образа». Полетные трюки изумляли и поражали зрителей, но прав был историк музыкального театра Абрам Гозенпуд: «Как не эффектна эта новинка, сама по себе она не могла обеспечить успех спектакля. Дидло добивался и добился воздушности, полетности в решении танца, в котором раскрывались образы героев — Зефира, Флоры, Амура, нимф. А это требовало новой техники танца».
Хореографические драмы Дидло относятся к эпохе преромантизма. Следующая эпоха романтического балета, эпоха «Сильфиды» и Марии Тальони, многим обязана новаторским находкам балетмейстера Шарля Дидло.
А. Деген, И. Ступников