Roger Désormière
Талантливый дирижер и пропагандист музыки, Дезормьер оставил яркий след в искусстве, хотя творческий путь его оборвался на самой вершине. В тридцатых-сороковых годах имя Лезормьера по справедливости стояло в ряду имен виднейших дирижеров. Лучшие образцы его интерпретации многих произведений французской музыки сохранились в записях, в том числе на хорошо известных нам пластинках «Супрафона».
Музыкальное образование Дезормьер получил в Парижской консерватории в классе Ш. Кеклена. Уже в 1922 году он был удостоен премии за свои сочинения, а спустя два года впервые обратил на себя внимание как дирижер, проведя в Париже несколько концертов и дирижируя оркестром в спектаклях Шведского балета. Длительное время Дезормьер работал с «Русским балетом С. Дягилева», объездил с ним разные страны Европы. Это принесло ему не только широкую известность, но богатый опыт практической работы.
С 1930 года начинается регулярная концертная деятельность Дезормьера. Он дирижирует оркестрами и оперными спектаклями во всех крупнейших центрах Европы, принимает участие в музыкальных фестивалях, в том числе особенно часто в ежегодных фестивалях Международного общества современной музыки. Последнее закономерно — Дезормьер был одним из первых французских дирижеров, решительно повернувшихся в сторону современного репертуара; партитуры композиторов «шестерки» и других современников получали в его лице страстного пропагандиста и яркого истолкователя.
Вместе с тем Дезормьер прославился и как превосходный знаток старинной музыки, творчества композиторов Ренессанса. С 1930 года он стал руководителем концертов «Общества старинной музыки».
Проходившие регулярно в Париже, они пользовались огромной популярностью. Здесь прозвучали десятки полузабытых и возрожденных Дезормьером произведений К. Ле Жена, Кампра, Лаланда, Монтеклера, Рамо, Куперена и других композиторов. Многие из этих сочинений были изданы под редакцией дирижера.
На протяжении двадцати лет Дезормьер находился в центре музыкальной жизни Парижа, руководя в разное время концертами Парижского симфонического оркестра, Филармонического общества, Национального оркестра Французского радио и телевидения, а также дирижируя спектаклями «Гранд-Опера» и «Опера-комик»; директором последнего артист был в 1944 — 1946 годах. Затем Дезормьер отказался от всех постоянных должностей и посвятил себя исключительно гастрольной деятельности и выступлениям по радио. Его последние концерты состоялись на Эдинбургском фестивале 1949 года. Вскоре после этого тяжелая болезнь навсегда преградила ему путь на эстраду.
"Современные дирижеры", М. 1969.