Дворжак. Симфоническая поэма «Золотая прялка»

Zlatý kolovrat, Op. 109, B. 197

Композитор
Год создания
1896
Дата премьеры
26.10.1896
Жанр
Страна
Чехия
Антонин Дворжак / Antonín Dvořák

Легенда, сказка, миф – как близко было все это композиторам-романтикам! Европейский фольклор представал в их творениях во всей красе – иной раз даже вызывая ужас кровавыми подробностями – но неизменно очаровывая своей первозданной красотой. Таков «Букет» чешского поэта Карела Яромира Эрбена – цикл баллад, в которых предстает множество традиционных фольклорных образов: добрый и справедливый король и мудрый старец-волшебник, злая мачеха и несчастная падчерица. Как это свойственно чешским преданиям, реальность в них причудливо переплетается с фантастикой. Эти черты не могли не увлечь Антонина Дворжака – ведь образы родины всегда занимали главное место в его творчестве. Он задумывался о создании симфонических поэм по всем двенадцати балладам «Букета», но замысел остался неосуществленным в полной мере, были написаны только четыре поэмы – «Водяной», «Полуденница», «Золотая прялка» и «Голубок».

«Золотая прялка» создана в 1896 г. наряду с иными поэмами по произведениям Эрбена. Сюжет баллады, ставшей ее основой, напоминает сказку. Возвращаясь с охоты, молодой король остановился отдохнуть в избушке, где жила старуха с дочерью и падчерицей Дорничкой. Король полюбил красавицу-падчерицу и велел старухе привести ее ко двору, но мачеха хочет выдать за него свою дочь. По пути старуха и ее дочка убивают Дорничку и бросают тело в лесу, забирая глаза, ноги и руки. Не заметив подмены, король женится на старухиной дочке. Тело несчастной Дорнички находит в лесу старый волшебник. Он дает мальчику золотую прялку и посылает его во дворец. В обмен на части чудесной прялки молодая жена короля отдает части тела соперницы, но когда она прядет, прялка поет песню об убитой девушке. Услышав песню, король отправляется в лес и находит свою возлюбленную, воскрешенную волшебником.

С народной сказкой балладу сближает не только традиционный сюжет о злой мачехе, но и принцип троекратного повтора: мальчик последовательно выменивает у жены короля руки, ноги и глаза Дорнички, трижды описываются действия старика, оживляющего девушку, трижды излагается песня прялки, обличающая мачеху и ее дочь. Дворжак в поэме воспроизводит эти повторы, сохраняет он и неторопливую повествовательность баллады Эрбена.

Форма поэмы имеет черты рондо, хотя трактуется эта форма свободно, сложная структура эпизодов обусловлена литературным сюжетом. Присутствуют и черты сонатности – рефрен и лирические темы первого эпизода контрастируют друг другу, как главная и побочная партии, а во втором и пятом эпизодах присутствуют разделы, напоминающие разработку.

Основным формообразующим «стержнем» поэмы становится тема рефрена – эта тема в духе охотничьей песни характеризует короля (в рукописи она подтекстована строками Эрбена: «Около леса поля клин, там едет пан без слуги один»). В дальнейшем развитии из нее зарождаются темы, характеризующие разные события в жизни героя: встреча невесты (торжественный марш), свадьба (танец). Впрочем, танцевальная «свадебная» тема тоже подвергается жанровым трансформациям: полька, горделивый придворный танец и, наконец, стремительное вихревое движение в коде.

Вариантами темы короля являются и тема злой мачехи, и зловещее скерцо, изображающее убийство падчерицы, и строгий хорал, исполняемый медными духовыми в сопровождении литавр, характеризующий старца-волшебника. На ином материале построен четвертый эпизод, где происходит продажа золотой прялки – речитативные попевки флейты напоминают интонации ярмарочного зазывалы.

Лирические темы – распевные, нежные – характеризуют Дорничку, передают признание влюбленного короля и звучат в «любовном дуэте» во время свадьбы.

«Золотая прялка» наряду с двумя другими симфоническими поэмами – «Полуденницей» и «Водяным» – прозвучала впервые в 1896 г. в Праге, дирижировал Антонин Бенневиц. Она встретила горячий прием публики, одобряли ее и критики, но для некоторых из них сам факт создания симфонических поэм казался неожиданным – ведь прежде Дворжак считался представителем традиционалистического направления, к которому принадлежал Иоганнес Брамс, а программный симфонизм был характерен для новой романтической школы. Известный музыкальный критик Эдуард Ганслик, признавая достоинства симфонического произведения, утверждал, что эта музыка не нуждается в литературном сюжете. Между тем, связь с литературной основой в «Золотой прялке» проявляется настолько ярко, что некоторые моменты (в частности, повторы) могли показаться непонятными, если не знать полного текста баллады. Это побудило чешского композитора Йожефа Сука – ученика Дворжака – переработать произведение своего наставника. И все же «Золотая прялка» не нуждается в купюрах – она прекрасна в своей эпической широте. При ее создании Дворжак мог не сомневаться, что чехи прекрасно знают балладу Эрбена, сегодня же слушателям-иностранцам ничто не мешает познакомиться с нею.

Симфоническое творчество Дворжака

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама