Semyon Kaplan
Выдающийся мастер классического танца, принадлежит к плеяде танцовщиков, составивших славу русского балета середины ХХ века. Творческая жизнь артиста была связана с Кировским (Мариинским) театром. Он выступал практически во всех спектаклях, шедших в то время на его сцене, от классических балетов Мариуса Петипа и новатора 20-х годов Михаила Фокина до хореографических опусов современников Каплана — Федора Лопухова, Вахтанга Чабукиани, Ростислава Захарова, Леонида Лавровского, Василия Вайнонена, Константина Сергеева.
Ценителям балета Семён Каплан запомнился по многим и многим работам, но едва ли не самой значимой ролью в репертуаре танцовщика стал Солор в балете «Баядерка». В 1941 году Вахтанг Чабукиани и Владимир Пономарев пересмотрели версию балета, поставленного Мариусом Петипа. В их редакции Солор из мимирующего персонажа превратился в танцующего, наделенного развернутым танцевальным текстом. В этой партии блистал сам Вахтанг Чабукиани, а после его отъезда в Тбилиси, вплоть до дебюта в этой роли Бориса Брегвадзе, лучшим Солором на кировской сцене был Семён Каплан. От исполнительской традиции XIX века он унаследовал благородную манеру, убедительную фразировку в пантомимных сценах. В танцевальных же эпизодах покорял мужественностью, ставшей отличительной особенностью классического танцовщика нового времени. В последнем акте, в сцене «Царство теней» Каплан демонстрировал высочайшую технику исполнения, абсолютную музыкальность и редкую красоту поз в адажио.
Позднее, будучи репетитором балетной труппы Кировского театра, Семён Каплан продолжал растить новых Солоров. Среди них Олег Соколов, Сергей Викулов, Сергей Бережной, Реджеп Абдыев, Эльдар Алиев, Валерий Панов, Борис Бланков, Марат Даукаев — вот неполный список «наследников» Каплана в этой роли.
Около сорока лет Семён Каплан преподавал классический танец в Ленинградском хореографическом училище, а в Кировском театре долгие годы проводил репетиционную работу с артистами балета. Пока остается живой традиция, несомненно, будут помнить имя Семёна Соломоновича Каплана, творчество которого вписало яркую страницу в историю петербургского балета ХХ столетия.
По материалам пресс-службы Мариинского театра