
Караян, Герберт фон (5 IV 1908, Зальцбург — 16 VII 1989, Аниф, Австрия) — австрийский дирижёр.
С 3 лет начал учиться игре на фортепиано, в 11 дал свой первый концерт. Музыкальное образование получил в «Моцартеуме» в Зальцбурге. В 1926 учился дирижированию в Венской музыкальной академии у Ф. Шалька. Дирижёрскую деятельность начал в 1927 в оперном театре г. Ульм, где работал до 1934. Одновременно (1930–34) руководил летними дирижёрскими курсами в Зальцбурге. В 1934–41 оперный дирижёр в г. Ахен (с 1935 генерал-музик-директор). В 1937 дебютировал в Государственной опере Берлина. В 1941–44 руководил Берлинской государственной капеллой.
Караян занимает одно из ведущих мест в западно-европейской музыкальной жизни. С 1947 он — дирижёр (с 1949 директор) Общества друзей музыки в Вене, участвует в фестивалях в Зальцбурге (впервые в 1948), Люцерне, Вене, Байрёйте, Эдинбурге, Берлине, Мюнхене; гастролирует с оркестрами Венской и Лондонской филармоний; выступает как дирижёр и режиссёр во многих европейских оперных театрах (в т. ч. в «Ла Скала»).
После смерти В. Фуртвенглера (1954) Караян возглавил Берлинский филармонический оркестр (Западный Берлин). Одновременно был музыкальным руководителем Венской государственной оперы (1956–64) и Зальцбургских фестивалей (1957–1960). В рамках Зальцбургских фестивалей осуществил (как дирижёр и режиссёр) ряд значительных оперных постановок, в т. ч. оперы «Борис Годунов» (1965, на русском языке). Трижды выступал в Советском Союзе — в 1962 с оркестром Венской филармонии, в 1964 с «Ла Скала» и в 1969 с Берлинским филармоническим оркестром.
Как дирижёр Караян сочетает в себе исключительную силу воздействия на оркестр, талант и невероятную работоспособность. Яркая эмоциональность, безукоризненное чувство формы, жёсткая требовательность и фанатически точное воспроизведение текста авторской партитуры позволяют ему достигать в интерпретации самых различных по стилю произведений как оперного, так и симфонического жанров выдающегося художественного уровня.
Литература: Рубин М., Три портрета, «СМ», 1962, No 4; 60 лет Г. Караяну, «МЖ», 1968, No 5; Сабинина М., На концертах Герберта Караяна, там же, 1969, No 16; Blaukopf К., Grosse Dirigenten unserer Zeit, W., 1957; Herzfeld F., H. von Karajan, B., 1962; Witeschnik A., Dirigenten, W., 1965; Haeusserman E., H. von Karajan. Biographie, (Guthersloh, 1968).
Е. Я. Рацер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
«Главным дирижером Европы» назвал как-то Караяна один из видных музыкальных критиков. И это название справедливо вдвойне — так сказать, и по форме, и по содержанию. В самом деле: за последние полтора десятилетия Караян возглавлял большинство лучших европейских оркестров: он был главным дирижером Лондонской, Венской и Берлинской филармоний, Венской оперы и миланского театра «Ла Скала», музыкальных фестивалей в Байрёйте, Зальцбурге и Люцерне, Общества друзей музыки в Вене... Многие из этих постов Караян занимал одновременно, едва успевая перелетать на своем спортивном самолете из одного города в другой, чтобы провести репетицию, концерт, спектакль, запись на пластинки. Но он успевал все это и, кроме того, еще интенсивно гастролировал по всему миру.
Однако определение «главный дирижер Европы» имеет и более глубокий смысл. Вот уже несколько лет как Караян оставил многие из своих постов, сосредоточившись на руководстве Берлинской филармонией и весенним фестивалем в Зальцбурге, который он сам организует с 1967 года и где ставит оперы Вагнера и монументальные творения классики. Но и сейчас не найдется на нашем континенте, да, вероятно, и во всем мире, дирижера (за исключением, быть может, Л. Бернстайна), который мог бы соперничать с ним по популярности и авторитету (если иметь в виду дирижеров его поколения).
Караяна часто сопоставляют с Тосканини, и для подобных параллелей есть немало оснований: двух дирижеров роднит и масштаб дарования, и широта музыкального кругозора, и гигантская популярность. Но, пожалуй, главным их сходством можно считать удивительную, порой непостижимую способность всецело завладевать вниманием музыкантов и публики, передавать им невидимые токи, рождаемые музыкой. (Это ощущается даже в записях на пластинки.)
Для слушателей Караян — гениальный артист, который дарит им мгновения высоких переживаний. Для них Караян — дирижер, которому подвластна вся многогранная стихия музыкального искусства — от творений Моцарта и Гайдна до современной музыки Стравинского и Шостаковича. Для них Караян — артист, с одинаковым блеском выступающий и на концертной эстраде, и в оперном театре, где Караяна-дирижера нередко дополняет Караян-режиссер.
Караян предельно точен в передаче духа и буквы любой партитуры. Но всякое его исполнение при этом отмечено глубокой печатью индивидуальности артиста, которая столь сильна, что ведет за собой не только оркестр, но и солистов. Лаконичными жестами, лишенными всякой аффектации, часто подчеркнуто скупыми, «жесткими», он подчиняет своей неукротимой воле каждого оркестранта, захватывает своим внутренним темпераментом слушателя, раскрывает перед ним философские глубины монументальных музыкальных полотен. И в такие мгновения его небольшая фигура кажется гигантской!
Десятки опер ставились Караяном в Вене, Милане и других городах. Перечислять репертуар дирижера значило бы вспоминать все лучшее, что есть в музыкальной литературе.
Можно очень много говорить и об интерпретации Караяном отдельных сочинений. Десятки симфоний, симфонических поэм и оркестровых пьес композиторов разных эпох и народов прозвучали в его концертах, записаны им на пластинки. Назовем лишь некоторые имена. Бетховен, Брамс, Брукнер, Моцарт, Вагнер, Верди, Бизе, Р. Штраус, Пуччини — вот композиторы, в интерпретации музыки которых талант артиста раскрывается с наибольшей полнотой. Вспомним хотя бы концерты Караяна у нас в 60-х годах или «Реквием» Верди, исполнение которого Караяном в Москве с артистами миланского театра «Да Скала» произвело неизгладимое впечатление на всех слышавших его.
Мы попытались нарисовать облик Караяна — таким, каким его знают во всем мире. Конечно, это лишь эскиз, штриховой набросок: портрет дирижера наполняется живыми красками, когда слушаешь его концерты или записи. Нам остается напомнить о начале творческого пути артиста...
Караян родился в Зальцбурге, в семье врача. Способности и любовь к музыке проявились у него столь рано, что уже пятилетним мальчуганом он публично выступал как пианист. Затем Караян учился в зальцбургском «Моцартеуме», и руководитель этой музыкальной академии Б. Паумгартнер посоветовал ему заниматься дирижированием. (И по сей день Караян остается отличным пианистом, - изредка выступающим с исполнением фортепианных и клавесинных произведений.) С 1927 года молодой музыкант работает дирижером сперва в австрийском городе Ульме, затем в Ахене, где становится одним из самых молодых в Германии главных дирижеров. В конце тридцатых годов артист переезжает в Берлин и вскоре занимает пост главного дирижера Берлинской оперы.
После войны известность Караяна очень скоро вышла за пределы Германии — тогда его и стали называть, «главным дирижером Европы»...
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.