Герберт фон Караян

Дата рождения
05.04.1908
Дата смерти
16.07.1989
Профессия
Страна
Австрия
Герберт фон Караян

Караян, Герберт фон (5 IV 1908, Зальцбург — 16 VII 1989, Аниф, Австрия) — австрийский дирижёр.

С 3 лет начал учиться игре на фортепиано, в 11 дал свой первый концерт. Музыкальное образование получил в «Моцартеуме» в Зальцбурге. В 1926 учился дирижированию в Венской музыкальной академии у Ф. Шалька. Дирижёрскую деятельность начал в 1927 в оперном театре г. Ульм, где работал до 1934. Одновременно (1930–34) руководил летними дирижёрскими курсами в Зальцбурге. В 1934–41 оперный дирижёр в г. Ахен (с 1935 генерал-музик-директор). В 1937 дебютировал в Государственной опере Берлина. В 1941–44 руководил Берлинской государственной капеллой.

Караян занимает одно из ведущих мест в западно-европейской музыкальной жизни. С 1947 он — дирижёр (с 1949 директор) Общества друзей музыки в Вене, участвует в фестивалях в Зальцбурге (впервые в 1948), Люцерне, Вене, Байрёйте, Эдинбурге, Берлине, Мюнхене; гастролирует с оркестрами Венской и Лондонской филармоний; выступает как дирижёр и режиссёр во многих европейских оперных театрах (в т. ч. в «Ла Скала»).

После смерти В. Фуртвенглера (1954) Караян возглавил Берлинский филармонический оркестр (Западный Берлин). Одновременно был музыкальным руководителем Венской государственной оперы (1956–64) и Зальцбургских фестивалей (1957–1960). В рамках Зальцбургских фестивалей осуществил (как дирижёр и режиссёр) ряд значительных оперных постановок, в т. ч. оперы «Борис Годунов» (1965, на русском языке). Трижды выступал в Советском Союзе — в 1962 с оркестром Венской филармонии, в 1964 с «Ла Скала» и в 1969 с Берлинским филармоническим оркестром.

Как дирижёр Караян сочетает в себе исключительную силу воздействия на оркестр, талант и невероятную работоспособность. Яркая эмоциональность, безукоризненное чувство формы, жёсткая требовательность и фанатически точное воспроизведение текста авторской партитуры позволяют ему достигать в интерпретации самых различных по стилю произведений как оперного, так и симфонического жанров выдающегося художественного уровня.

Литература: Рубин М., Три портрета, «СМ», 1962, No 4; 60 лет Г. Караяну, «МЖ», 1968, No 5; Сабинина М., На концертах Герберта Караяна, там же, 1969, No 16; Blaukopf К., Grosse Dirigenten unserer Zeit, W., 1957; Herzfeld F., H. von Karajan, B., 1962; Witeschnik A., Dirigenten, W., 1965; Haeusserman E., H. von Karajan. Biographie, (Guthersloh, 1968).

Е. Я. Рацер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


«Главным дирижером Европы» назвал как-то Караяна один из видных музыкальных критиков. И это название справедливо вдвойне — так сказать, и по форме, и по содержанию. В самом деле: за последние полтора десятилетия Караян возглавлял большинство лучших европейских оркестров: он был главным дирижером Лондонской, Венской и Берлинской филармоний, Венской оперы и миланского театра «Ла Скала», музыкальных фестивалей в Байрёйте, Зальцбурге и Люцерне, Общества друзей музыки в Вене... Многие из этих постов Караян занимал одновременно, едва успевая перелетать на своем спортивном самолете из одного города в другой, чтобы провести репетицию, концерт, спектакль, запись на пластинки. Но он успевал все это и, кроме того, еще интенсивно гастролировал по всему миру.

Однако определение «главный дирижер Европы» имеет и более глубокий смысл. Вот уже несколько лет как Караян оставил многие из своих постов, сосредоточившись на руководстве Берлинской филармонией и весенним фестивалем в Зальцбурге, который он сам организует с 1967 года и где ставит оперы Вагнера и монументальные творения классики. Но и сейчас не найдется на нашем континенте, да, вероятно, и во всем мире, дирижера (за исключением, быть может, Л. Бернстайна), который мог бы соперничать с ним по популярности и авторитету (если иметь в виду дирижеров его поколения).

Караяна часто сопоставляют с Тосканини, и для подобных параллелей есть немало оснований: двух дирижеров роднит и масштаб дарования, и широта музыкального кругозора, и гигантская популярность. Но, пожалуй, главным их сходством можно считать удивительную, порой непостижимую способность всецело завладевать вниманием музыкантов и публики, передавать им невидимые токи, рождаемые музыкой. (Это ощущается даже в записях на пластинки.)

Для слушателей Караян — гениальный артист, который дарит им мгновения высоких переживаний. Для них Караян — дирижер, которому подвластна вся многогранная стихия музыкального искусства — от творений Моцарта и Гайдна до современной музыки Стравинского и Шостаковича. Для них Караян — артист, с одинаковым блеском выступающий и на концертной эстраде, и в оперном театре, где Караяна-дирижера нередко дополняет Караян-режиссер.

Караян предельно точен в передаче духа и буквы любой партитуры. Но всякое его исполнение при этом отмечено глубокой печатью индивидуальности артиста, которая столь сильна, что ведет за собой не только оркестр, но и солистов. Лаконичными жестами, лишенными всякой аффектации, часто подчеркнуто скупыми, «жесткими», он подчиняет своей неукротимой воле каждого оркестранта, захватывает своим внутренним темпераментом слушателя, раскрывает перед ним философские глубины монументальных музыкальных полотен. И в такие мгновения его небольшая фигура кажется гигантской!

Десятки опер ставились Караяном в Вене, Милане и других городах. Перечислять репертуар дирижера значило бы вспоминать все лучшее, что есть в музыкальной литературе.

Можно очень много говорить и об интерпретации Караяном отдельных сочинений. Десятки симфоний, симфонических поэм и оркестровых пьес композиторов разных эпох и народов прозвучали в его концертах, записаны им на пластинки. Назовем лишь некоторые имена. Бетховен, Брамс, Брукнер, Моцарт, Вагнер, Верди, Бизе, Р. Штраус, Пуччини — вот композиторы, в интерпретации музыки которых талант артиста раскрывается с наибольшей полнотой. Вспомним хотя бы концерты Караяна у нас в 60-х годах или «Реквием» Верди, исполнение которого Караяном в Москве с артистами миланского театра «Да Скала» произвело неизгладимое впечатление на всех слышавших его.

Мы попытались нарисовать облик Караяна — таким, каким его знают во всем мире. Конечно, это лишь эскиз, штриховой набросок: портрет дирижера наполняется живыми красками, когда слушаешь его концерты или записи. Нам остается напомнить о начале творческого пути артиста...

Караян родился в Зальцбурге, в семье врача. Способности и любовь к музыке проявились у него столь рано, что уже пятилетним мальчуганом он публично выступал как пианист. Затем Караян учился в зальцбургском «Моцартеуме», и руководитель этой музыкальной академии Б. Паумгартнер посоветовал ему заниматься дирижированием. (И по сей день Караян остается отличным пианистом, - изредка выступающим с исполнением фортепианных и клавесинных произведений.) С 1927 года молодой музыкант работает дирижером сперва в австрийском городе Ульме, затем в Ахене, где становится одним из самых молодых в Германии главных дирижеров. В конце тридцатых годов артист переезжает в Берлин и вскоре занимает пост главного дирижера Берлинской оперы.

После войны известность Караяна очень скоро вышла за пределы Германии — тогда его и стали называть, «главным дирижером Европы»...

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

Книга «Караян»

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Книги

Главы из книг

Записи

рекомендуем

смотрите также

Анри Соге Композиторы
Робер Николя Бокса Композиторы
Эгон Петри Пианисты
Янош Ференчик Дирижёры
Джон Айрленд Композиторы
Люба Енчева Пианисты

Реклама