Фуртвенглер, Вильгельм Густав Генрих Эрнст Мартин (нем. Wilhelm Furtwängler; 25 I 1886, Берлин — 30 XI 1954, Эберштейнбург, округ Раштатт) — немецкий (ФРГ) дирижёр, композитор и музыкальный писатель.
Музыкальное образование получил в Мюнхене, брал частные уроки у И. Рейнбергера и М. Шиллингса (музыкально-теоретические предметы и композиция). Значительное влияние на формирование Фуртвенглера как дирижёра оказала его работа коррепетитором под руководством Ф. Мотля в Мюнхенской опере (1908–09). Дирижёрскую деятельность начал в Цюрихе (руководил хором в оперном театре), затем выступал в Страсбуре, Любеке (1911–15, руководитель оркестра Общества друзей музыки). В 1915–20 директор Оперного театра в Мангейме, в 1920–22 руководил симфоническими концертами Берлинской государственной оперы (после Р. Штрауса), одновременно в 1919–24 дирижёр венского «Тонкюнстлероркестра».
В 1922–45, став преемником А. Никиша, Фуртвенглер возглавлял оркестр Берлинской филармонии; после 2-летнего перерыва с 1947 он снова стал во главе оркестра (в 1952 был избран его дирижёром пожизненно). С начала 20-х гг. дирижировал также оркестром «Гевандхауз» в Лейпциге (до 1928) и Венским филармоническим оркестром (в 1928–30 и 1938–45). В этот период Фуртвенглер получил мировую известность, гастролировал в странах Европы и Америки. С 1933 директор Берлинской государственной оперы. В 1934 стал вице-президентом Имперской культурной палаты. В конце 1934 из-за разногласий с нацистским руководством Фуртвенглер подал в отставку и на несколько месяцев ушёл со всех постов. Вернувшись в государственную оперу и филармонию, продолжал вести интенсивную концертную деятельность, выступая как симфонический и оперный дирижёр во многих странах мира. В 1931 совместно с А. Тосканини Фуртвенглер руководил Байрейтским фестивалем, после 2-й мировой войны 1939–45 неоднократно участвовал в фестивалях в Зальцбурге, Люцерне, Безансоне, Эдинбурге.
Вдохновенный художник, человек большого интеллекта, Фуртвенглер обладал чрезвычайно яркой исполнительской индивидуальностью. Его интерпретации отличались гуманистической направленностью, глубиной и масштабностью замысла, исключительной силой воздействия. Дирижёрская техника Фуртвенглера отмечена стремлением преодолеть жёсткую схематичность тактирования, максимально выявив непрерывность мелодического начала.
Основу репертуара Фуртвенглера составляли симфонические произведения Л. Бетховена, И. Брамса, А. Брукнера, Р. Шумана, оперы Р. Вагнера и В. А. Моцарта, из современных композиторов — сочинения П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева (в 1932 в Берлине под руководством Фуртвенглера был впервые исполнен его 5-й концерт для фортепиано с оркестром; сольную партию исполнял автор).
Фуртвенглеру принадлежат музыкальные произведения, в т. ч. 3 симфонии, концерт для фортепиано с оркестром, 2 сонаты для скрипки с фортепиано и др. В своих литературных работах выступал поборником передового гуманистического искусства.
Литературные сочинения и письма: Der Fall Hindemith, «Deutsche Allgemeine Zeitung», 1934, 25 Nov.; J. Brahms und A. Bruckner, Lpz., 1942, 1952; Gesprache uber Musik, Z., 1948, 1963; Ton und wort, Wiesbaden, 1954, 1958; Der Musiker und sein Publikum, Z.-Freiburg, 1955, Vermдchtnis, Wiesbaden, 1956 (рус. пер. фрагментов 4 последних работ — Вильгельм Фуртвенглер. Из литературного наследия, в сб. Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 2, M., 1966); О музыкальном модернизме, «СМ», 1958, No 10; Briefe, hrsg. von F. Thiess, Wiesbaden, 1964.
Литература: Современные дирижеры Сост. Л. Григорьев и Я. Платек, M., 1969; Herzfeld F., Wilhelm Furtwängler, Weg und Wesen, Lpz., 1941, Munch., 1950; Winckel Fr., Die Dirigierbewegung Wilhelm Furtwanglers,«Musica», 1955, v. 9, S. 107–111; Kauffmann G., Wilhelm Furtwangler als Interpret, в кн. Jahrbuch fur Asthetik und allgemeine Kunstwissenschaft, Bd 10, Stuttg., 1965; Hocker K., Wilhelm Furtwangler. Dokumente, Berichte und Bilder, В., 1968; Schonberg H. C., The great conductors, L., 1968, Gillis D., Furtwangler and America, N. Y., 1970.
E. Я. Рацер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Среди корифеев дирижерского искусства 20 века Вильгельм Фуртвенглер по справедливости должен быть назван одним из первых. С его смертью ушел из музыкального мира художник огромного масштаба, артист, целью всей жизни которого было утверждение красоты и благородства классического искусства.
Артистическая карьера Фуртвенглера развивалась на редкость стремительно. Сын известного берлинского археолога, он обучался в Мюнхене под руководством лучших педагогов, среди которых был знаменитый дирижер Ф. Мотль. Начав свою деятельность в небольших городах, Фуртвенглер в 1915 году получил приглашение на ответственный пост руководителя оперного театра в Мангейме. Через пять лет он уже дирижирует симфоническими концертами Берлинской государственной оперы, а спустя еще два года сменяет А. Никиша в качестве руководителя оркестра Берлинской филармонии, с которым тесно связана его дальнейшая работа.
Одновременно он становится постоянным дирижером другого старейшего оркестра Германии — лейпцигского «Гевандхауза». С этого момента наступает расцвет его интенсивной и плодотворной деятельности. В 1928 году немецкая столица присваивает ему почетное звание «городского музикдиректора» в знак признания его выдающихся заслуг перед отечественной культурой.
Слава Фуртвенглера распространилась по всему миру, опережая его гастроли в европейских странах и на американском континенте. В эти годы его имя становится известным и в нашей стране. Журнал «Жизнь искусства» поместил в 1929 году корреспонденцию русского дирижера Н. А. Малько из Берлина, в которой отмечалось, что «в Германии и Австрии Вильгельм Фуртвенглер — самый любимый дирижер». Вот как описывал Малько манеру артиста: «Внешне Фуртвенглер лишен признаков «примадонны». Простые движения тактирующей правой руки, старательно избегающей тактовой черты, как внешней помехи внутреннему течению музыки. Необыкновенная выразительность левой, не оставляющей без внимания ничего, где есть хотя бы намек на экспрессивность...»
Фуртвенглер был художником вдохновенного порыва и глубокого интеллекта. Техника не была для него фетишем: простая и своеобразная манера дирижирования всегда позволяла ему выявить главную идею исполняемого сочинения, не забывая и о тончайших деталях; она служила средством увлекательной, иногда даже экстатической передачи интерпретируемой музыки, средством, способным заставлять музыкантов и слушателей сопереживать дирижеру. Тщательное следование партитуре никогда не превращалось у него в пунктуальность: каждое новое исполнение становилось подлинным актом созидания. Гуманистическими идеями навеяны и его собственные сочинения — три симфонии, фортепианный концерт, камерные ансамбли, написанные в духе верности классическим традициям.
В историю музыкального искусства Фуртвенглер вошел как непревзойденный интерпретатор великих творений немецкой классики. Лишь немногие могли сравниться с ним в глубине и захватывающей силе воплощения симфонических произведений Бетховена, Брамса, Брукнера, опер Моцарта и Вагнера. В лице Фуртвенглера нашли чуткого истолкователя произведения Чайковского, Сметаны, Дебюсси. Много и охотно исполнял он современную музыку, вместе с тем решительно отвергал модернизм. В своих литературных работах, собранных в книгах «Беседы о музыке», «Музыкант и публика», «Завещание», во многих опубликованных теперь письмах дирижера перед нами открывается облик горячего поборника высоких идеалов реалистического искусства.
Фуртвенглер — музыкант глубоко национальный. В тяжелые времена гитлеризма, оставаясь в Германии, он продолжал отстаивать свои принципы, не шел на компромисс с душителями культуры. Еще в 1934 году, презрев запрет Геббельса, он включал в свои программы сочинения Мендельсона и Хиндемита. Впоследствии он принужден был отказаться от всех постов, сократить до минимума число выступлений.
Лишь в 1947 году Фуртвенглер вновь возглавил оркестр Берлинской филармонии. Американские власти запрещали коллективу выступать в демократическом секторе города, но талант замечательного дирижера принадлежал и будет принадлежать всему немецкому народу. В некрологе, опубликованном после смерти артиста Министерством культуры ГДР, говорится: «Заслуга Вильгельма Фуртвеиглера состоит прежде всего в там, что он открывал и распространял великие гуманистические ценности музыки, с великой страстностью защищал их в своих сочинениях. В лице Вильгельма Фуртвенглера Германия была едина. В нем была вся Германия. Он способствовал целостности и неделимости нашего национального существования».
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.